Норвегия. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Норве́гии. В секторе производится около 5,8 % валового внутреннего продукта и занято около 4,6 % работающих (2021; без учёта трубопроводного транспорта). Особенности транспортной системы определяются спецификой конфигурации территории (Норвегия узкой полосой протянулась вдоль западного побережья Скандинавского полуострова), рельеф обусловил наличие большого числа дополнительных сооружений (около 900 тоннелей в 2016, в основном в скалах; около 17 тыс. мостов в 2017). Протяжённая береговая линия способствовала развитию морского транспорта и портового хозяйства: между островами и материковой частью страны развито паромное сообщение. Наиболее плотная транспортная сеть характерна для столичного региона и юго-западной части Норвегии. Главный транспортный узел – Осло, от него радиально расходятся автомобильные и железнодорожные трассы.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт играет главную роль во внутренних перевозках (свыше 80,6 % грузооборота, 92,2 % пассажирооборота в 2020). Длина автодорог около 95 тыс. км (из них 81 тыс. км имеют асфальтовое покрытие; 2019), в том числе 664 км скоростные автомагистрали. По территории Норвегии полностью или частично проходят 13 трансъевропейских автодорог, в том числе меридиональная Треллеборг (Швеция) – Осло – Тронхейм – Нарвик – Киркенес и частично проходящая по юго-западному побережью трасса Ольборг (Дания; паромная переправа) – Кристиансанн – Ставангер – Тронхейм. Автопарк насчитывает около 5,7 млн автотранспортных средств (в том числе 2,8 млн единиц – легковые автомобили; 2020); на 1000 жителей приходится 522 автомобиля (2019).
Норвегия – один из мировых лидеров по доле электромобилей в национальном автопарке – 16 % (2021). Доля электрокаров составила 64,5 % от всех автомобилей, проданных в 2021 г. (54,3 % в 2020). Это обусловлено высоким уровнем обеспеченности электроэнергией, её низкой стоимостью, высокими доходами населения и налоговым стимулированием приобретения электрокаров со стороны государства. К 2025 г. планируется полный переход страны на эксплуатацию «зелёных» автомобилей (как легковых, так и грузовых).
Железнодорожный транспорт
Железнодорожным транспортом осуществляется около 8,9 % грузовых и около 5,5 % пассажирских перевозок (2019). Длина железных дорог свыше 4,2 тыс. км (2019; около 2,5 тыс. км электрифицировано), из них 64 км – высокоскоростные железнодорожные магистрали. Главный железнодорожный узел – Осло, от него лучами расходятся железные дороги на Кристиансанн – Ставангер, Берген, Лиллехаммер – Тронхейм – Му-и-Рана – Будё. Бо́льшая часть железных дорог принадлежит государству, находится в ведении Управления железными дорогами Норвегии; основная часть грузоперевозок осуществляется государственной компанией Vy (1883; с 2019 современное название; штаб-квартира в Осло).
Трубопроводный транспорт
Разветвлённая сеть трубопроводов соединяет морские нефтегазовые платформы с береговыми терминалами в самой Норвегии и странами Западной Европы. Действуют 11 магистральных нефтепроводов (общая длина свыше 1,6 тыс. км в 2017; в том числе нефтепроводы: месторождение Тролль – Монгстад, месторождение Гране – Стуре, месторождение Осеберг – Стуре; основной оператор – Equinor) и 31 газопровод [общая длина около 9,2 тыс. км; бо́льшая часть внутренних газопроводов принадлежит государственной компании Gassco (2001; штаб-квартира в Копервике)].
Внутренний водный транспорт
Среди индивидуальных транспортных средств большое значение в Норвегии имеют лодки (в том числе моторные), яхты и велосипеды.
Традиционно существенна роль внутреннего водного (включая паромное сообщение) транспорта, который обеспечивает около 19 % грузовых и около 2 % пассажирских (более 7,4 млн человек в 2020) перевозок внутри страны.
Главные паромные порты: Осло, Кристиансанн, Саннефьорд. Наиболее интенсивный и протяжённый паромный маршрут Берген – Киркенес (около 450 тыс. человек в год).
Морской транспорт
Морской транспорт осуществляет подавляющую часть внешнеторговых грузоперевозок. Морской торговый флот Норвегии – самый крупный в странах Скандинавии, насчитывает свыше 1,6 тыс. судов [свыше 100 брутто-регистровых тонн (БРТ) каждое; общий тоннаж около 19,2 млн БРТ – около 3,5 % мирового]. Бо́льшую часть судов составляют наливные суда (для перевозки нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа, химических веществ), пассажирско-грузовые суда и сухогрузы. Всего в портах страны в 2020 г. обработано 222,8 млн т грузов. Крупнейшие морские порты (грузооборот, млн т, 2020): Берген (58,9), Нарвик (23,7), Тёнсберг (10,2; фюльке Вестфолл-ог-Телемарк, район Осло-фьорда), Гренланн (12,1; на юго-востоке Норвегии, обслуживает города Порсгрунн, Шиен и др.), Кармсунн (9,6; фюльке Ругаланн, к северо-западу от Ставангера; обслуживает несколько городов, в том числе Корстё, Хёугесунн), Кристиансанн (6,1), Осло (5,5), Молде (4,2).
Авиационный транспорт
Авиатранспорт преобладает в международных перевозках, его доля во внутренних перевозках менее 1 %. В 2021 г. перевезено около 20 млн человек. Насчитывается 95 аэропортов (в том числе 67 с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы, 2013; 72 международных, 2019), регулярные рейсы осуществляются из 52. Крупнейшие международные аэропорты (пассажирооборот, млн человек, 2021): Гардермуэн (Осло; 9,4), Флесланн (Берген; 3,3), Вернес (Тронхейм; около 2,1), Сула (Ставангер; 1,8). Ведущие авиакомпании: датско-норвежско-шведская SAS (крупнейшая в странах Скандинавии; её подразделение Scandinavian Airlines Norge обслуживает внутренние и международные рейсы), Norwegian Air Shuttle (1993; штаб-квартира в Форнебу) и Widerøe’s Flyveselskap (1934; штаб-квартира в Будё; в основном внутреннее сообщение).