Ниришваравада
Ниришварава́да (санскр. निरिश्वरवाद – учение о несуществовании Ишвары), в индийской религиозно-философской культуре влиятельная доктрина, отрицающая существование и деятельность в мире единого разумного и совершенного первоначала – божества Ишвары. Отстаивавшие ниришвараваду философские школы (за исключением материалистической школы чарвака) тем не менее признавали наличие пантеона богов, поэтому ниришвараваду в целом корректнее обозначить как антитеизм, чем атеизм. Оппонентом ниришваравады выступает ишваравада.
Истоки ниришваравады восходят к шраманскому периоду индийской истории (середина 1-го тыс. до н. э.), к первым попыткам со стороны антибрахманистских направлений дезавуировать основные мировоззренческие приоритеты брахманизма, одним из которых была вера в существование Ишвары наряду с народными богами. Последний по времени значительный компендиум позиций ниришваравады содержится в сочинении «Таттварахасьядипика» Гунаратны (15 в.). Приоритет в разработке ниришваравады принадлежал буддистам (Ашвагхоша, Нагарджуна, Васубандху, Дхармакирти, Ратнакирти и др.), но антитеистические позиции развивались также в джайнизме, полубрахманистской по происхождению санкхье и ортодоксальнейшей из брахманистских школ – мимансе. Основные аргументы ниришваравады сводятся к тому, что со всемогуществом божества несовместима свобода человеческого выбора и ответственность за действия (а потому и закон кармы), с его благостью – преобладание в мире страдания и несправедливости, с его самодостаточностью – его желание участвовать в создании мира, с его единством и неизменностью – разнообразие и «текучесть» существ и вещей, заполняющих мир, с его деятельностью – отсутствие у него тела, с его обустройством мира – возможность объяснения происхождения природных вещей естественным путём. В свою очередь, ниришваравада подвергалась постоянному опровержению со стороны школы ньяя.