Николай (митрополит Киевский)
Никола́й (ум. между 1101 и 1104), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1096 – между 1101 и 1104). По происхождению, вероятно, грек.
Согласно известию «Истории Российской» В. Н. Татищева (в нём Николай ошибочно именуется Никифором), был по происхождению славянином, занимал полоцкую кафедру и был поставлен на митрополию в 1096 г. по повелению киевского князя Святополка Изяславича без санкции патриарха Константинопольского. Это известие признаётся большинством исследователей недостоверным.
Прибыл на Русь, предположительно, летом – осенью 1096 г. В русских летописях Николай упоминается лишь дважды: под 1097/1098 и 1101 гг. (второй раз без указания имени). В самом конце 1097 г. или в 1098 г. вместе с вдовой князя Всеволода Ярославича отправлен киевлянами для переговоров с его сыном, переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который вместе со своими двоюродными братьями, новгород-северским князем Олегом Святославичем и черниговским князем Давыдом Святославичем, подошёл к Киеву, выступив против киевского князя Святополка Изяславича, виновного в злодейском ослеплении теребовльского князя Василько Ростиславича после Любечского съезда 1097 г. Парламентёрам удалось отговорить князей от пролития крови и примирить их со Святополком Изяславичем. Любопытно, однако, что летописец подчёркивает роль в этих переговорах прежде всего княгини «Всеволожей», мачехи Мономаха: «и преклонися на молбу княгинину…»; «княгини же бывши оу Володимера, приде Кыеву…», хотя замечает, что Владимир Мономах «и митрополита такоже чтяше санъ святительскыи» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. 1997. Стб. 264]. При описании самого ослепления 5–6 ноября 1097 г. автор «Повести временных лет» никак не отмечает участие митрополита; составитель же Никоновской летописи 16 в. (ошибочно именующий митрополита Никифором) сообщил, что митрополит тогда был «въ Синелицѣ градѣ» (ПСРЛ. Т. 9. 2000. С. 130) (возможно, это была всего лишь догадка позднейшего московского книжника).
В 1101 г. митрополит Николай вновь выступил ходатаем, на этот раз перед киевским князем Святополком Изяславичем, захватившим в плен своего племянника, берестейского князя Ярослава Ярополчича: «и молися о нем митрополитъ и игумени, и оумолиша Святополка» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 275). После крестоцелования у раки святых благоверных князей Бориса и Глеба с Ярослава Ярополчича были сняты оковы и он был выпущен на свободу.
По неясным причинам Николай задерживал поставление на кафедры новых русских епископов, так что его преемнику Никифору I за год пришлось поставить епископов на три вакантные кафедры: Переяславскую, Волынскую и Полоцкую.
Известна печать митрополита Николая с изображением Божьей Матери и греческой надписью: «Печать проедра Росии Николая».