Неизбирательные нападения
Неизбира́тельные нападе́ния (нападения неизбирательного характера, англ. indiscriminate attacks), умышленные действия, предпринимаемые стороной в вооружённом конфликте и осуществляемые с целью причинить чрезмерный ущерб гражданским объектам и/или гражданскому населению в расчёте на конкретное и непосредственное военное преимущество, которое предполагалось таким образом получить. Прямой запрет таких нападений установлен в п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (далее – ДП I). «Нападения» означают акты насилия в отношении противника – независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне (п. 1 ст. 49 ДП I). Неизбирательные нападения совершаются без проведения различия между военными и гражданскими объектами или гражданским населением.
На стороны, находящиеся в конфликте, возложены обязанности «всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов» (ст. 48 ДП I).
Принцип проведения различия между военными и гражданскими целями (объектами) подкреплён принципом избирательности как направленности нападений на военные цели (объекты).
Нападение носит неизбирательный характер, если при его осуществлении поражаются наряду с военными целями (объектами) гражданские объекты и/или гражданские лица без различия. Соответственно, избирательные нападения основаны на принципе проведения различия и направлены исключительно против военных объектов (целей).
К нападениям неизбирательного характера (п. 4 ст. 51 ДП I) относятся:
1) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты (подпункт «а»);
2) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий:
которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты (подпункт «б»);
последствия которых не могут быть ограничены (подпункт «в»).
В соответствии с подпунктом «а» п. 5 ст. 51 ДП I считается, что нападение путём бомбардировки (любыми методами или средствами) является неизбирательным, если в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты. Подпункт «б» п. 5 ст. 51 ДП I уточняет, что нападение будет считаться неизбирательным, если попутно повлечёт за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц или ущерб гражданским объектам (или всё вышеуказанное вместе), которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить.
С требованиями принципа избирательности тесно связаны требования принципов пропорциональности и соразмерности.
Соответственно, подпункт «б» п. 3 ст. 85 ДП I определил как «серьёзное нарушение» совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам.
Указанные положения содержат 2 основополагающих критерия совершения такого «серьёзного нарушения» – умысел и чрезмерность причинения ущерба гражданским объектам или жизни (здоровью) гражданского населения (смерть либо серьёзные телесные повреждения).
Соответственно, при планировании нападения или принятии решения о его осуществлении следует принимать меры предосторожности, в том числе соотносить прямое военное преимущество, которое предполагается получить, и чрезмерность случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранений гражданских лиц или ущерба гражданским объектам (или всё названное вместе) (подпункт 3 «а» п. 2 ст. 57 ДП I). Это также связано с использованием средств поражения, учётом их технических и иных характеристик.
Запрет применения оружия неизбирательного действия является обычной нормой, применяемой во время как международных, так и немеждународных вооружённых конфликтов [Обычное международное гуманитарное право. 2006. С. 313–321 (норма 71)]. К такого рода средствам поражения относятся: биологическое оружие, газы, мины (в том числе плавающие), мины-ловушки (особенно в виде обыкновенных предметов), взрывоопасные пережитки войны, некоторые способы применения ядов и зажигательного оружия, ядерное оружие (Давид. 2011).
В Консультативном заключении Международного суда относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения от 8 июля 1996 г. (п. 78) указано, что государства никогда не должны применять оружие, которое не даёт возможности проводить различие между гражданскими и военными целями.
Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. относит к военным преступлениям (когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений) серьёзные нарушения законов и обычаев, применимых в вооружённых конфликтах в установленных рамках международного права [ст. 8(2)(b)(xx)] и умышленное нанесение ударов [ст. 8(2)(е)(i–iv)].
В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации 2001 г. содержится прямой запрет совершать нападения неизбирательного характера (п. 54); умышленное совершение нападения неизбирательного характера рассматривается как противоправное действие, направленное против лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права МГП (п. 14); установлена обязанность командира принять такой вариант решения, который обеспечивает выполнение поставленной боевой задачи и представляет наименьшую опасность для лиц и объектов, находящихся под защитой МГП (п. 21).