Наплыв крыла самолёта
Наплы́в крыла́ самолёта, часть крыла, выступающая из обвода основной трапеции (на рисунке отмечено как С). В зависимости от расположения различают передние и задние наплывы крыла. На крыльях большого удлинения для увеличения площадей поперечных сечений в бортовой части крыла, а также для размещения устройств механизации крыла применяются, как правило, задние наплывы. Для крыльев сложной формы в плане характерно наличие передних наплывов.
Простейший передний наплыв крыла имеет прямые передние кромки и представляет собой, по существу, треугольное крыло очень малого удлинения, расположенное непосредственно перед исходным крылом, в общем случае форма наплыва может быть произвольной.
Крыло сложной формы в плане с передним наплывом обладает рядом аэродинамических особенностей. При дозвуковых скоростях полёта добавление наплыва практически не изменяет размерных несущих свойств исходного крыла при малых углах атаки , но приводит к усилению нелинейного прироста подъёмной силы при дальнейшем увеличении угла атаки и к значительному возрастанию критического угла атаки и максимального коэффициента подъёмной силы. Благоприятное увеличение несущих свойств крыла на больших углах атаки при наличии переднего наплыва крыла улучшает взлётно-посадочные характеристики и манёвренность самолёта. Оно обусловлено отрывным поперечным обтеканием передних кромок наплыва крыла и образованием интенсивных устойчивых вихревых систем, которые индуцируют большие дополнительные разрежения на верхней поверхности крыла. Переход от исходного трапециевидного крыла к крылу с передним наплывом даёт возможность увеличить внутренние объёмы крыла и одновременно уменьшить относительные толщины профилей в наплывной части крыла, что приводит к уменьшению сопротивления и росту значений максимального аэродинамического качества самолёта при сверхзвуковых скоростях полёта. Кроме того, имеющие большие углы стреловидности передние кромки наплыва остаются дозвуковыми до очень больших значений числа Маха полёта, что позволяет реализовать на крыльях сложной формы в плане заметные выигрыши в аэродинамическом сопротивлении и значениях путем оптимизации формы срединной поверхности и распределения объёма крыла по хорде и по размаху. При соответствующем выборе высоты и размаха переднего наплыва можно получить несущую поверхность с заданной разницей в положениях аэродинамического фокуса при малых дозвуковых скоростях и при данной сверхзвуковой крейсерской скорости. Указанные аэродинамические особенности обусловили широкое применение крыльев сложной формы в плане с передними наплывами в авиационной и ракетной технике.