Аэродинамическое качество летательного аппарата
Аэродинами́ческое ка́чество лета́тельного аппара́та, отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению.
Аэродинамическое качество самолёта, планёра
Аэродинамическое качество самолёта, планёра и других подобных им летательных аппаратов – отношение подъёмной силы , действующей на летательный аппарат, к аэродинамическому сопротивлению при данных условиях полёта: . Для самолёта, совершающего горизонтальный установившийся полёт при малом угле атаки, сила сопротивления уравновешивается тягой силовой установки, а подъёмная сила – весом самолёта . Поэтому аэродинамическое качество оказывается равным , т. е. представляет собой отношение веса самолёта к тяге и характеризует экономичность самолёта (например, определяет максимальную дальность полёта с заданным запасом топлива). У спортивных планёров при малых скоростях полёта аэродинамическое качество достигает значений 35–40, для самолётов благодаря рациональной аэродинамической компоновке крыла, воздухозаборников и других элементов удаётся получить значения аэродинамического качества 15–20 в зависимости от назначения самолёта. При сверхзвуковых скоростях аэродинамическое качество значительно меньше, например, для самолёта Concorde (Франция, Великобритания) на крейсерском режиме полёта с числом Маха оно равно 7. В связи с этим разработан ряд конструктивных мер, направленных на повышение аэродинамического качества сверхзвуковых самолётов. В частности, используется эффект «полезной» аэродинамической интерференции между гондолой двигателей и крылом при её установке на нижней поверхности крыла, также достигается уменьшение индуктивного сопротивления путём выбора формы срединной поверхности крыла и формы в плане. Предложены аэродинамические схемы самолёта, позволяющие уменьшить сопротивление, связанное с балансировкой.
Аэродинамическое качество вертолёта
Различают эквивалентное аэродинамическое качество и качество вертолёта. Эквивалентное аэродинамическое качество равно отношению веса вертолёта к его т. н. эквивалентному сопротивлению : (где , где – скорость установившегося горизонтального полёта, – мощность, подводимая к винту на этом режиме полёта). Качество вертолёта равно отношению веса вертолёта к его сопротивлению при полёте в режиме авторотации несущего винта, взятому с обратным знаком: . Величины и связаны между собой соотношением , где – пропульсивный КПД вертолёта. Знание значений и позволяет определить вертикальную скорость или ускорение вертолёта в зависимости от избытка мощности несущего винта. На режиме авторотации определяет установившуюся скорость снижения вертолёта при постоянной горизонтальной скорости. Понятия , применяются при км/ч. При км/ч величина находится в диапазоне от 7 до 9, а – в диапазоне от −6,5 до −4,5. При км/ч величина находится в диапазоне от 3 до 5, а – в диапазоне от −4 до −2,5.