Мультимодальный маршрут
Мультимода́льный маршру́т (составной маршрут, мультимодальная перевозка, смешанная перевозка, комбинированная перевозка), транспортировка грузов и пассажиров несколькими видами транспорта с возможностью единовременного оформления проездных документов на них. В отличие от интермодальной перевозки, в рамках которой транспортировка пассажиров и грузов осуществляется по разным договорам разными перевозчиками, мультимодальный маршрут реализуется на основании одного договора смешанной перевозки. По единому перевозочному документу в начальной точке маршрута пассажиры, а также грузы поступают в ведение одного оператора смешанной перевозки, который ответственен за их транспортировку на протяжении всего маршрута.
Мультимодальные маршруты могут совмещать в себе перевозку пассажиров и грузов на безрельсовом, железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Реализация этого подхода основана на тесном сотрудничестве между туристическими операторами и различными перевозчиками, интеграции и стыковке расписания различных видов транспорта по времени отправления и прибытия, а также развитии системы информационного обеспечения.
В России развитие сервиса мультимодальных пассажирских перевозок началось 24 ноября 2014 г., когда Федеральная пассажирская компания (ФПК, дочернее общество РЖД) заключила соглашение с управлением автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области о запуске проекта по организации мультимодальных перевозок пассажиров с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта по маршруту Москва – Старый Оскол – Валуйки. Стыковочные рейсы «поезд – автобус» доказали свою эффективность, и в дальнейшем российские компании продолжают применять модель мультимодальных перевозок на маршрутах дальнего сообщения. В 2022 г. в России на базе 15 пригородных пассажирских компаний мультимодальные маршруты были использованы при перевозке 112,4 тыс. пассажиров, что на 29 % выше, чем в 2021 г. В то же время в 2022 г. на Северо-Кавказской железной дороге впервые реализованы комбинированные пассажирские перевозки с использованием авиационного транспорта.
Согласно долгосрочной программе развития и стратегии цифровой трансформации до 2025 г., РЖД планирует инвестировать в развитие мультимодальных пассажирских перевозок 7,43 млрд руб. Подконтрольное РЖД общество «Инновационная мобильность» работает над созданием ИТ-платформы, которая позволяет с помощью конструктора мультимодальных путешествий организовывать поездки c использованием четырёх видов транспорта: железнодорожного (поезда дальнего следования, «Аэроэкспресс»), автобусного (между более чем 3,47 тыс. остановочных пунктов, в том числе международных), авиационного (маршруты из систем Sirena, Sabre) и речного (20 сезонных маршрутов между семью остановочными пунктами на Нижней Волге).
В сентябре 2021 г., в ходе проекта развития мультимодальных грузоперевозок в России, состоялась первая мультимодальная контрейлерная перевозка из немецкого порта Росток до станции Белый Раст Московской железной дороги через Латвию. Перевозка, в которой приняли участие 3 государства и 3 вида транспорта, осуществлялась в процессе исполнения мероприятий Комплексного плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области. Контрейлер проследовал из немецкого порта Росток паромом в латвийский порт Лиепая, затем был перегружен на Латвийскую железную дорогу, далее проследовал до железнодорожной станции Белый Раст Московской железной дороги через железнодорожный пункт пропуска Себеж Октябрьской железной дороги. Время в пути, с момента погрузки прицепа на контрейлерную платформу в Латвии до прибытия в Москву, составило менее четырёх суток. Одной из главных задач грузоперевозки являлось тестирование Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств при осуществлении международных контрейлерных перевозок, разработанного ФТС России, согласованного Министерством транспорта России и поддержанного РЖД.