Муиски
Муи́ски (исп. muisca, chibcha; муиска, моска, чибча-муиски), древний народ группы чибча на территории современной Колумбии. Жили на плоскогорье Сабана-де-Богота в Восточной Кордильере в районе современного г. Санта-Фе-де-Богота (Богота). Говорили на одном из чибчанских языков.
Культура расписной керамики, вероятно, связанная с муисками, появляется на плоскогорье в конце 1-го тыс. Занимались в основном земледелием, в т. ч. с использованием мелиорации (небольшие осушительные и обводнительные каналы, искусственные пруды и террасы); сажали кукурузу, картофель, фасоль, сладкий маниок, батат, киноа, хлопчатник, перец, табак, коку и др., собирали два урожая в год. Жили деревнями и отдельными домохозяйствами по склонам межгорных долин, во время сельскохозяйственных работ переселялись в долины. Обменивали хлопчатобумажные ткани с набивным орнаментом, соль, каменный уголь, изумруды, медь на золото, перья тропических птиц, наркотик йопо (Anadenanthera peregrina), калебасы, мёд, привозимые с низменностей. Орудия изготавливали главным образом из камня и дерева, украшения и культовые предметы – из тумбаги (сплава золота с медью); характерны плоскостные изображения людей и животных с передачей деталей с помощью проволоки. Строили круглые жилища для малой семьи столбовой конструкции с помостами для сна. В 16 в. у муисков существовали два крупных вождества: Бакатá в районе современной Боготы (возглавлялось правителями – сипа; список правителей с 1450 г.) и Хунса на месте современного г. Тунха (правители саке; список правителей с 1490 г.); население центров вождеств было многотысячным. Существовали и мелкие независимые вождества – Дуитама, Согамосо и др. Муиски вели постоянные войны с панче (долина р. Магдалена) в т. ч. из-за соляных источников. Оружие – копьё с копьеметалкой, праща, палица. На границе находились гарнизоны (геча). Отличившиеся воины носили золотые вставки и подвески в носу, ушах и губах, число которых зависело от числа убитых врагов. Верховным вождям подчинялись местные вожди двух рангов.
Общинники обрабатывали поля знати и жрецов, получая взамен украшения и наркотики и участвуя в пиршествах. Общинники не имели права охотиться на оленей и есть оленину. Статус вождя наследовал сын сестры, личное имущество – собственный сын. Молодой наследник вождя на протяжении шести лет находился в ритуальной изоляции в храме. Верховные вожди передвигались на носилках, перед ними расстилали ткани и бросали цветы. Сипа совершал ежегодный ритуал, во время которого осыпал себя золотой пылью и смывал её на плоту посреди оз. Гуатавита, что послужило основой для возникновения легенды об Эльдорадо. При строительстве дома вождя в яму для столба закапывали девочку из знатной семьи. Система накопления и демонстрации престижных ценностей, видимо, отсутствовала, с чем может быть связано отсутствие в захоронениях элитарных вещей. Существовали культы Солнца (Суэ, Шуэ), с центром в Согамосо, которому приносили в жертву пленников, и Луны (Чиа). Строили деревянные храмы. Жрецы (хеке) использовали галлюциногены. Мифологические сюжеты: выход из вод богини Бачуэ (иногда отождествлялась с Чиа), которая вместе со своим сыном-супругом породила людей; вознесение на небо Солнца и его дяди Месяца; укрощение потопа героем Бочикой, проделавшим сток водам (водопад Текендама) и поставившим виновного в потопе Чибчачума поддерживать землю.
После испанского завоевания (1536–1538) высшая знать и жречество муисков были уничтожены. В 1770 г. было запрещено употребление языка муисков, и к началу 19 в. они в основном были ассимилированы. Отдельные слова языка муисков вошли в местные говоры департаментов Кундинамарка и Бояка. После 1810 г. за муисками были оставлены резервации. Ныне чистокровными муисками считают себя около 10 тыс. человек (2006). По итогам переписи 2018 г., муисками себя назвали 11,3 тыс. человек. В 1989 г. в 5 индейских общинах были образованы советы, в 2002 г. состоялся первый Общий конгресс народа муисков.