Мнёва Надежда Евгеньевна
Мнёва Наде́жда Евге́ньевна (урождённая Силина) [6(19).7.1902, Москва – 26.9.1968, там же], российский историк искусства, исследователь древнерусской монументальной и станковой живописи и декоративно-прикладного искусства, музейный деятель.
Родилась в семье Евгения Ивановича Силина (1877–1928), известного московского антиквара и владельца антикварных магазинов, коллекционера, после 1917 г. – эксперта музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса), создателя Музея-собора Василия Блаженного и его филиалов (с 1928 – филиал Исторического музея, Москва). В 1921–1924 гг. училась в 1-м Московском государственном университете (МГУ) на факультете общественных наук (отделение истории и теории искусства); получила специальность искусствоведа-музееведа.
До самой смерти отца Мнёва работала рядом с ним, что повлияло на её профессиональное становление. Самостоятельные исследования в области древнерусского искусства начала в 1920 г., с момента поступления в музейный отдел Наркомпроса. В 1924–1927 гг. – практикант, а затем младший научный сотрудник в отделе религиозного быта Исторического музея (ГИМ, Москва); в 1925–1928 гг. – лектор-экскурсовод в Музее-соборе Василия Блаженного; в 1928–1930 гг. – научный сотрудник и хранитель в Историко-художественном и бытовом музее (на территории закрытого в то время Новодевичьего монастыря в Москве); с 1930 – старший научный сотрудник Антирелигиозного музея (АМИ; на территории закрытого в то время московского Донского монастыря); с 1935 – старший научный сотрудник в отделе древнерусского искусства Третьяковской галереи (ГТГ, Москва), в 1938–1958 гг. – заведующая отделом.
Работу в ГТГ совмещала с чтением лекций по древнерусскому искусству в Государственных центральных художественных реставрационных мастерских (ГЦХРМ, Москва; 1944/1945–1951), также входила в состав реставрационного и учёного советов ГЦХРМ (с 1944); с 1937 г. – консультант-эксперт в Оружейной палате Московского Кремля. В 1945 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Русская монументальная и станковая живопись 2-й половины 16 в.».
В 1947 г. Мнёва избрана внештатным старшим научным сотрудником Института истории искусств АН СССР (сектор истории живописи и скульптуры); в 1946–1947 гг. – научный руководитель реставрационных работ в Благовещенском соборе Московского Кремля. В конце 1950-х гг. вела спецкурс и спецсеминар по знаточеству и атрибуции древнерусской живописи для студентов отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ (занятия часто проводились в фондах отдела древнерусского искусства ГТГ).
Значительным было участие Мнёвой как автора в работе над фундаментальным академическим изданием «История русского искусства» (под редакцией И. Э. Грабаря и др.; 1953–1959). Так, в 3-м томе (1955) ей принадлежит объёмный очерк «Укрепление Русского централизованного государства и превращение его в многонациональное», а также разделы «Московская живопись XVI века», «Местные школы живописи XVI века», «Миниатюра XVI века» (в соавторстве с М. М. Постниковой-Лосевой), «Скульптура и резьба XVI века», «Живопись конца XVI – начала XVII века», «Шитьё XVI – начала XVII века». В 4-м томе (1959) – «Резьба и скульптура XVII века» (в соавторстве с Н. Н. Померанцевым и Постниковой-Лосевой), «Живопись XVII века» (в соавторстве с И. Е. Даниловой), «Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей» (в соавторстве с Постниковой-Лосевой). Автор многочисленных статей о древнерусских художниках 16–17 вв. и очерков об этапах развития древнерусского искусства в «Большой советской энциклопедии» (2-е издание; 1956).
Итоговым трудом исследователя стал двухтомный «Каталог древнерусской живописи: опыт историко-художественной классификации» собрания ГТГ (в соавторстве с В. И. Антоновой; 1963), где Мнёва написала разделы о живописи Новгорода, Пскова и художественных центрах иконописания 16 в., а также раздел во 2-м томе «Живопись XVII века». Осталось незавершённым обширное исследование «Принципы и методы раскрытия памятников древнерусской станковой и темперной живописи» (хранится в Отделе рукописей ГТГ. Фонд 174/25). Личный архив Мнёвой в 1990-х гг. был передан её сыном в Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре близ Вологды.
В 1956 г. в связи с празднованием 100-летнего юбилея ГТГ Мнёва была награждена орденом «Знак почёта», позднее – медалью «За трудовую доблесть».