Мировое гражданство
Мирово́е гражда́нство (глобальное гражданство), концепция, в соответствии с которой человек определяет свою принадлежность не к конкретной стране, а ко всему мировому сообществу, подчёркивая таким образом своё восприятие мира как единого целого, не разделённого границами.
Термин «мировое гражданство» употребляется также в философском и образовательном контекстах. В первом случае речь идёт о широком мировоззрении, предполагающем рассмотрение всех процессов современной действительности через глобальную призму – это взгляд на мир без каких-либо границ, деления и воздействия узких национальных интересов. Во втором случае «мировое гражданство» означает обучение и воспитание в духе глобальной гражданственности.
Моментом возникновения этого явления и самого термина принято считать 1948 г., когда американец Г. Дэвис отказался от гражданства США и объявил себя гражданином мира. В 1949 г. он основал регистрацию физических лиц в этом качестве в Париже (Браницкая. 1995). К 1952 г. такой паспорт получило около миллиона человек.
Мировое гражданство – скорее социальное, нежели правовое явление. Юридическое понятие гражданства включает в себя наличие связи между государством и его гражданами, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, которые, в свою очередь, закрепляются в законодательстве. Подобной связи между миром как единым целым и гражданами мира нет. Также не существует никаких нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус граждан мира. Единственный документ, подтверждающий его наличие, – паспорт. Его выдаёт Всемирное правительство граждан мира (World Citizen Government).
Всемирное правительство граждан мира не является межгосударственной международной организацией, поэтому не может принимать документы, имеющие юридическую силу для государств. В итоге большинство государств не признаёт ни мировое гражданство как юридический институт, ни подтверждающие его документы. Тем не менее несколько стран (Эквадор, Мавритания, Танзания, Буркина-Фасо, Замбия и Того) признают эти паспорта, поэтому для лиц, обладающих указанным документом, въезд на территорию этих стран является безвизовым (Браницкая. 1995).
Мировое гражданство признаётся не всеми государствами, тем не менее с паспортом гражданина мира можно въехать на территорию практически любого государства. Так, на официальном сайте Всемирного правительства граждан мира опубликован список тех стран, которые пускали физических лиц с этим документом на свою территорию хотя бы единожды. К этому списку прилагаются доказательства этой информации в виде фотографий страниц паспортов граждан мира с визами соответствующих стран (Visas // World Citizen Government).
Согласно этим сведениям, Россия дважды впускала на свою территорию лиц с паспортом гражданина мира. Рекордсменом в этом вопросе являются США, на территорию которых по паспорту гражданина мира въезжали 20 раз. Далее следуют Доминиканская Республика (13), Антигуа и Барбуда (11), Багамы (11), Бенин (11), Панама (11), Того (10), Барбадос (7) и др.
Поскольку паспорт гражданина мира не связывает его обладателя с определённым государством, то он не обеспечивает защиты какого-либо государства вообще (как и защиты международной организации). Отсутствие такой защиты, как и отсутствие гражданства, не считается в международном праве нормальным явлением. Поэтому гражданин мира должен обязательно иметь гражданство какого-либо государства. Таким образом, «мировое (глобальное) гражданство» – всего лишь термин, подчёркивающий аполитичность индивида, объявляющего себя таковым.
Мировое (глобальное) гражданство не следует путать со множественным гражданством, при наличии которого у человека возникает юридическая связь, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях с двумя и более конкретными государствами. В случае с мировым гражданством такой связи нет.
В некоторых источниках отмечается, что индивиды, имеющие мировое гражданство, не отказываются от других идентичностей, таких как приверженность своей стране, этнической группе и политическим убеждениям, но на них лежит дополнительная ответственность за то, что они являются членами всемирного сообщества людей, которые разделяют ту же глобальную идентичность (Israel. 2012).
Глобальная гражданственность не раз подвергалась критике. Существуют мнения, что данный феномен основан на «излишней вере в "универсальный разум"» и принижает патриотизм; что «гражданство на транснациональном уровне может повлечь негативные последствия для гражданства на уровне национальном» и может нанести ущерб сохранению культурных особенностей народов мира; что мировое гражданство может использоваться империализмом как прикрытие (Акопов. 2015. С. 108–112). Таким образом, основное направление критики рассматриваемого явления основано на его противопоставлении национальным, культурным и иным особенностям государств и населяющих их народов. Действительно, сами процессы глобализации очень часто несут в себе опасность «размывания» национальной идентичности и проникновения в различные культуры элементов культуры государств, имеющих доминирующее влияние.
В качестве наиболее характерного примера можно назвать распространение по всему миру за последние 20–30 лет праздников, являющихся традиционными в США или англоязычном мире, например Хеллоуин, День святого Валентина, День святого Патрика. Вместе с ними население других государств воспринимает американские традиции, иногда отодвигая свои на второй план. Эта тенденция особенно заметна в России, где за годы советской власти практически исчезли традиции, принятые в обществе до 1917 г. (в основном православные праздники, например Радоница, Красная горка, Пасха, Спас и др.), а затем и советские традиции стали утрачивать свою актуальность.
Можно сказать, что глобализационные процессы способствуют не формированию космополитичного мира, а подмене существовавших до этого традиций новыми, характерными только для одной или нескольких наций. Такое положение угрожает сохранению национальной самобытности народов мира. В связи с этим можно согласиться с мнением, что мировое гражданство со всеми его атрибутами может быть использовано для империалистических целей (Акопов. 2015. С. 112).
Последствия такого процесса очевидны: ослабление государственного суверенитета и создание в международных отношениях иерархии государств, что будет противоречить принципам Устава ООН.
Мировое гражданство могло бы привнести в международные отношения больше положительного, если бы не ассоциировалось с утратой идентичности, а с её сохранением, установлением истинного равенства народов и культур, не противопоставлялось бы национальному гражданству и патриотизму, а способствовало развитию мирного сосуществования и сотрудничества между народами.