Минкин Виктор Алексеевич
Ми́нкин Ви́ктор Алексе́евич (9.7.1947, деревня Малиновка Можарского района Рязанской области, ныне Путятинский район, Рязанская область – 25.4.2022, Рязань), российский живописец, заслуженный художник РФ (1994), народный художник РФ (2007), член-корреспондент Российской академии художеств (РАХ, 2012).
Родился в семье колхозника Алексея Ивановича Минкина (1927–1977) и учительницы Александры Маркеловны Грачёвой (1921–2010). В 1958 г. переехал с родителями в село Унгор Можарского (ныне Путятинского) района Рязанской области. Первые уроки изобразительной грамоты получил у учителя рисования С. Г. Володина в семилетней школе Унгора. В 1961–1966 гг. учился на педагогическом отделении Рязанского художественного училища у Б. П. Кузнецова, А. Н. Молчанова, П. И. Будкина. Дипломная картина – «После выпускного бала» (руководитель Будкин). Продолжил образование на факультете живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина) у В. А. Горба, А. А. Мыльникова, В. М. Орешникова, Б. С. Угарова, В. И. Рейхета, А. А. Деблера (1967–1973). Дипломная картина – «Деревня строится» (руководитель Орешников). С 1973 г. жил в Рязани.
После окончания института создал ряд тематических картин («Дворик», 1974, Государственный музей-заповедник С. А. Есенина, село Константиново), но впоследствии редко обращался к жанровой живописи («Ожидание», 2002–2004, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина; далее – РГОХМ), отдав предпочтение работе с натуры. До середины 1980-х гг. работал в основном как портретист, в частности стал автором целой галереи изображений сельских тружеников («Портрет В. А. Чистякова», 1974, РГОХМ; «Василий Иванович Бирючков – механизатор совхоза "Васинский"», 1975, Алексинский художественно-краеведческий музей; «Сельская учительница. Портрет сестры Веры Алексеевны», 1977, РГОХМ, и др.). О творческой зрелости свидетельствуют «Портрет В. В. Грумковой» (1984), «Портрет П. И. Будкина», «Рог и ягдташ» (оба – 1987; все – РГОХМ).
С конца 1980-х – начала 1990-х гг. писал преимущественно пейзажи; достижения в этом жанре определили роль Минкина в развитии национальной темы в отечественной реалистической живописи конца 20 – начала 21 вв. Источником вдохновения служили виды Рязанского края: родное село («Село Унгор», 1987; «Пашня сохнет», 1991, оба – РГОХМ; «Заброшенная ферма», 1996–1997, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ; «Ближе к осени», 2007–2008, РГОХМ), берега реки Ока близ села Терехово Шиловского района Рязанской области («Окское утро», 1999–2002; «На Оке. Слепой дождь», 2004, оба – РГОХМ; «Гроза уходит», 2002–2004, Тульский музей изобразительных искусств; «По дороге в Терехово», 2004, Белгородский государственный художественный музей), памятники Рязанского кремля («Угловая башня», 1994–1995, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник; «Колокольня Успенского собора», 1997–1998, РГОХМ; «Церковь Святого Духа», 1997–1998, Орловский музей изобразительных искусств).
Портретное творчество Минкина зрелых лет эпизодично и избирательно, круг моделей ограничен близкими («Портрет матери», 1991–1997, РГОХМ), односельчанами («Пелагея Ивановна», 1989, ГРМ), представителями творческих профессий («Портрет Н. П. Красновой», 1991, Липецкий музейно-выставочный центр). Постоянным вниманием художника пользовался только жанр автопортрета, к которому он обращался с 1970-х гг. до конца жизни, от работы к работе усиливая психологизм образа: произведение этого жанра из Третьяковской галереи в Москве (1973–1978), две картины из РГОХМ (1986 и 2012–2016). Заметное место в живописи мастера занимал натюрморт («Натюрморт с кувшином», 1987, «Старая икона», 1994, «Натюрморт с книгой», 1997, все – РГОХМ; «Астры», 2007, Тульский музей изобразительных искусств).
Эволюция искусства Минкина совершалась в русле реалистической традиции вне борьбы течений, характерной для столичной художественной жизни. Определяющим для него стал период учёбы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). На стиль молодого художника заметно повлиял его педагог Б. С. Угаров. Кроме того, близкими Минкину оказались как академические традиции, так и колористический лаконизм и эмоциональная сдержанность, связанные с ленинградской пейзажной школой 1930-х гг. и воспринятые через наставников. Впоследствии эти качества своеобразно преломились в изображении художником среднерусской природы, дав внешне неброскую, почти аскетичную, но одновременно глубоко прочувствованную благодаря тонким, нюансированным цветовым соотношениям и изысканной фактуре версию лирическо-эпического пейзажа.
Для Минкина всегда важна была работа на пленэре; в основе его пейзажей-картин всегда лежит богатый этюдный материал. Авторское видение тяготело к философскому обобщению; отсюда подчёркнутый минимализм композиционных решений, сведённых к линии горизонта в пейзажах или единственному предмету на нейтральном фоне в натюрмортах. В поздний период (2010-е – начало 2020-х гг.) следование этому пути привело художника, который продолжал считать себя реалистом, к созданию произведений, близких к абстракции («Родное», 2014; «Весеннее предчувствие», 2021, оба – РГОХМ). В целом творчество Минкина является примером самовыражения оригинального таланта в условиях российской провинции в последней четверти 20 – начале 21 вв.
Преподавал живопись в Рязанском художественном училище (1973–1974).
Член Союза художников СССР (с 1978).
Удостоен серебряной медали РАХ (1997) и золотой медали имени В. И. Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России» от Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (2017).
Участник зональных, республиканских, всесоюзных, затем всероссийских выставок с 1974 г. Персональные выставки при жизни Минкина проходили 18 раз (в том числе в РГОХМ, РАХ в Москве, Научно-исследовательском музее РАХ в Санкт-Петербурге); в 2022 г. состоялась посмертная выставка в РГОХМ.