Миграционная безопасность Российской Федерации
Миграцио́нная безопа́сность Росси́йской Федера́ции, 1) системный элемент национальной безопасности, обеспечивающий защищённость интересов личности, общества и государства от угроз в результате въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, пребывания и проживания на её территории иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан РФ; 2) способность институтов государства и общества управлять стратегическими рисками, связанными с развитием миграционных процессов в РФ, и предотвращать их. Основы миграционной политики определяются Президентом Российской Федерации (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025. VII. Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики; п. 30).
Миграционная безопасность основывается на следующих основных принципах:
законность (обеспечение предусмотренных миграционным законодательством прав и свобод человека и гражданина);
баланс конституционных миграционных прав и обязанностей;
рациональное территориальное распределение миграционных потоков;
регулирование и контроль миграционных процессов;
недопустимость дискриминации.
Правовой основой обеспечения миграционной безопасности РФ служат Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, Федеральные законы «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 г., Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 г., Концепция общественной безопасности в РФ, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, указы Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474, «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг.» от 31 октября 2018 г. № 622, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22 июня 2006 № 637) и другие государственные документы.
Миграционные процессы и их интенсивность в Российской Федерации обусловлены объективными социально-экономическими факторами, связанными, с одной стороны, с потребностями национальной экономики в восполнении трудовых ресурсов вследствие естественной убыли населения, внутренней и внешней миграции российских граждан, с другой стороны, с необходимостью дополнительных трудовых ресурсов (в том числе низкоквалифицированных), особенно в строительной и транспортной сфере, торговле и сервисе. По прогнозам Министерства труда, численность иностранных работников в России, достигшая в 2022 г. 3,1 млн человек, к 2030 г. увеличится на 15 % (В Минтруде ожидают рост числа мигрантов в России к 2030 году на 15 % // ТАСС).
Как отмечается в концепции государственной миграционной политики, первоочередной её целью «является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни её населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу её культурного (цивилизационного) кода». В связи с этим регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции является важнейшей задачей обеспечения миграционной безопасности.
К основным направлениям обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации относятся:
1. Недопущение как повальной и нерегулируемой миграции, чреватой сепаратистскими и экстремистскими тенденциями внутри страны, ростом межэтнических проблем, провоцированием конфликтов между принимающим населением и мигрантами, так и ксенофобных настроений по отношению к ним.
2. Совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на её территории и приобретение гражданства Российской Федерации (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025. IV. Основные направления миграционной политики; п. 26, подпункт «а»).
3. Активное использование превентивных инструментов управления миграционной безопасностью:
визовые требования (с 29 декабря 2021 действуют изменения, внесённые в законы «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», в соответствии с которыми вводится обязательная дактилоскопическая регистрация и медосвидетельствование для иностранцев, которые приезжают в Россию на длительный срок, а также для работы в стране: наличие справки об отсутствии ВИЧ-инфекции, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также наркотической зависимости. В отношении выявленных наркоманов и ВИЧ-инфицированных может быть принято решение о нежелательности их пребывания в России);
контроль документов при въезде в страну (отфильтровывание нелегальных мигрантов, криминальных личностей и лиц, чей доступ в РФ по каким-либо причинам запрещён);
информационные кампании в странах-донорах, раскрывающие привлекательность и особенности социально-экономической жизни в России;
сдерживание мигрантов непосредственно на границе (усиленные физические границы – заборы, видеонаблюдение; усиленный пограничный контроль; контроль биометрических данных);
использование постграничных механизмов миграционной безопасности (инспекции на рабочих местах; уличные проверки личности; распознавание биометрических данных с помощью видеокамер и программ искусственного интеллекта); содержание под стражей; ускоренные процедуры депортации;
устранение необоснованных административных барьеров для иностранных граждан, лиц без гражданства (Матвеев А. А. Миграционная безопасность в системе глобальной безопасности: механизмы, принципы, акторы // Философская мысль. 2021. № 3. С. 66–76).
4. Регулирование численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций её изменения с учётом потребностей экономики и интересов граждан России.
5. Отбор миграционного контингента до осуществления въезда в Россию (составление реестров трудовых мигрантов и работодателей).
6. Распределение квот на трудоустройство мигрантов по регионам Российской Федерации.
7. Формирование социально-политических и экономических условий, способствующих осознанию мигрантами необходимости соблюдения законности и правопорядка (установление авансового платежа по патенту на работу; оформление разрешения на временное проживание; знание мигрантами русского языка; состояние их здоровья и т. д.), уважения культурных и религиозных ценностей страны пребывания, становления культуры доверия (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025. Общие положения; п. 5, подпункт «д»).
8. Социальная и культурная адаптация мигрантов и их интеграция в российское общество (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025. III. Цель, принципы и задачи миграционной политики; п. 17, подпункт «е»).
9. Дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025. III. Цель, принципы и задачи миграционной политики; п. 21, подпункт «д»).
10. Совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025. IY. Основные направления миграционной политики; п. 26, подпункт «ж»).
11. Использование межправительственных и других инициатив по разработке совместных подходов к международной миграции.
12. Обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025. III. Цель, принципы и задачи миграционной политики; п. 14).
13. Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025. Общие положения; п. 5, подпункт «ж»).
В области внутренней миграции наиболее важными являются снижение диспропорции в размещении населения (включая обеспечение транспортной связанности регионов, формирование рынка доступного жилья) и удовлетворение экономических, социальных, образовательных, профессиональных и культурных потребностей граждан при выработке стратегии развития регионов Российской Федерации, распределении финансовых средств и отборе проектов в сфере создания и модернизации объектов жилищной, медицинской, образовательной, транспортной и иной инфраструктуры (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025. IY. Основные направления миграционной политики; п. 25, подпункт «а»).
В целом обеспечение миграционной безопасности Российской Федерации связано с повышением эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, а также совершенствованием механизма миграционного контроля по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.