Мифология анахронизма в исторической науке
Мифология анахронизма в исторической науке. В рамках подхода кембриджской школы интеллектуальной истории под мифологией анахронизма понимается стремление историка усмотреть в явлениях и произведениях прошлого черты, присущие современности. В результате такого действия происходит смешение ценности, которую приписывают произведению сегодня, и того, что имел в виду автор. То есть изначальная интенция автора подменяется ценностным суждением исследователя. В качестве наиболее распространённых анахронизмов К. Скиннер приводит в пример оценку Платона как философа тоталитаризма или Н. Макиавелли как теоретика современной политики (Скиннер. 2018. С. 77–78). Проблема подобных интерпретаций заключается в том, что в 5–4 вв. до н. э. не существовало такого явления, как тоталитаризм, а Макиавелли своими произведениями преследовал иные цели. В отношении государства подобное смешение происходит тогда, когда сущностные черты государства пытаются усмотреть в античном полисе, римской республике или средневековом княжестве.