Международный аэропорт Челябинск имени И. В. Курчатова
Междунаро́дный аэропо́рт Челя́бинск и́мени И. В. Курча́това (аэропорт Баландино), аэропорт г. Челябинск, крупнейший авиационный узел Южного Урала, второй по величине пассажирооборота в Уральском федеральном округе после Международного аэропорта Кольцово имени А. Н. Демидова.
Расположен на северо-восточной окраине Челябинска, в черте города, в 18 км от его центра, на 2 км западнее одноимённых посёлка и железнодорожной станции на линии Челябинск – Каменск-Уральский.
Первый полёт гражданской авиации в Челябинске состоялся 15 августа 1930 г. [пассажирский рейс самолёта «Юнкерс-13» по маршруту Свердловск (до 1924 и c 1991 Екатеринбург) – Челябинск – Магнитогорск]. Первый гражданский аэропорт Челябинска основан в 1938 г. на базе военного аэродрома Шагол (на северо-западной окраине города, частично за его границей, в 11 км от центра).
Решение о создании нового аэропорта Баландино принято в 1948 г. Его открыли в конце 1953 г., построили аэровокзал, радиоцентр для управления воздушным движением и служебные здания лётного отряда, создали авиационно-техническую базу, сформировали службы спецтранспорта и общего руководства. В декабре 1962 г. введены в строй взлётно-посадочная полоса (ВПП) с цементобетонным покрытием, рассчитанная на приём самолётов Ил-18 и Ту-104, и перрон на 10 мест стоянок воздушных судов. В 1974 г. открыли новое здание аэровокзала (позднее зал вылета внутренних авиалиний), в 1986 г. – здание зала прилёта внутренних авиалиний. В мае 1990 г. в аэропорту совершил посадку тяжёлый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия». Статус международного аэропорта получил 5 июля 1994 г.
В 1999 г. проведена реконструкция аэропорта, обновлена ВПП, на месте первого здания аэровокзала 1950-х гг. открыт терминал для обслуживания международных рейсов. В 2001 г. аэропорт допущен к приёму самолётов Ил-86, в 2002 г. – Ан-124 «Руслан». В 2013 г. завершена реконструкция зала вылета, в 2014 г. – зала прилёта международных авиалиний. В 2013 г. создан новый цех бортового питания площадью 1500 м2, рассчитанный на выпуск 5 тыс. рационов в сутки. С мая 2019 г. аэропорт носит имя И. В. Курчатова.
Международный аэропорт Челябинск является аэропортом федерального значения; 4-го класса (технически готов обслуживать 1–4 млн пассажиров в год) с аэродромом класса «А» (с ВПП длиной не менее 3200 м). Радионавигационное и светотехническое оборудование аэропорта сертифицировано по 3-й категории Международной ассоциации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO), т. е. погодные ограничения по приёму воздушных судов незначительны. В 2006 и 2008 гг. аэропорт Челябинск занял 1-е место в международном конкурсе в номинации «Самый интенсивно развивающийся аэропорт стран СНГ», в 2009 г. удостоен почётного звания «Лучший аэропорт года стран СНГ» (с пассажирооборотом 0,5–1 млн пассажиров в год), в 2013 г. вошёл в пятёрку лучших аэропортов страны по критериям транспортной доступности. Его связь с городом осуществляют автобусы-аэроэкспрессы, автобусы и маршрутные такси.
Режим работы аэропорта – круглосуточный. Для взлёта и посадки воздушных судов используют искусственную ВПП с цементобетонным покрытием длиной 3200 м и шириной 60 м.
Пассажирооборот аэропорта составляет 1,9227 млн пассажиров (2022; 19-е место среди аэропортов России; пассажирооборот в 1 млн пассажиров впервые преодолён в 1989, повторно – в 2012; в 2021 – 1,828 млн пассажиров; в 2019 – 1,7257 млн пассажиров), грузооборот – 3034,9 т.
Аэропорт обслуживает свыше 40 направлений авиарейсов 19 авиакомпаний. Главное направление перевозок пассажиров – Москва (свыше 60 % общего числа рейсов). Авиарейсы в другие города России (Уфа, Самара, Казань, Нижний Новгород, Мурманск, Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Владикавказ, Махачкала, Омск, Ханты-Мансийск, Сургут, Новый Уренгой, Новосибирск, Красноярск и Иркутск; с февраля 2022 полёты в ряд аэропортов Южного федерального округа временно приостановлены) субсидирует правительство Челябинской области. Чартерные рейсы осуществляются в курортные города Средиземноморья, Юго-Восточной Азии, на Гоа, а также в Ташкент и ряд других городов.
Инфраструктуру аэропорта для полётов используют российские авиакомпании: «Ред Вингс» (возникла в 1999, современные название и статус с 2007; штаб-квартира – в г. Москва; с апреля 2021 базовый перевозчик аэропорта, открыл 9 новых направлений авиасообщений), «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современные название и статус с 2000; г. Москва), «ЮТэйр» (ведёт историю с 1991, современные названия и статус с 2002; г. Сургут), «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «Уральские авиалинии» (1993; г. Екатеринбург), «Россия» (ведёт историю с 1934, учреждена как авиакомпания с современным названием с 2011; дочерняя структура группы «Аэрофлот»; г. Санкт-Петербург), «АЗУР Эйр» (2014), «Северный ветер» (2008; обе – г. Москва) и др.
Аэропорт принимает и отправляет рейсы реактивных пассажирских широкофюзеляжных (Boeing 747, Boeing 767, Boeing 777, Airbus A310, Airbus A340, Airbus A350, Ил-96 и др.), узкофюзеляжных (Boeing 737, Boeing 757, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Ту-204, Sukhoi Superjet 100, Embraer 190 и др.), тяжёлых транспортных (Ил-76, Ан-124 «Руслан» и др.), турбовинтовых пассажирских (ATR-42, ATR-72 и др.) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Компания-владелец аэропорта – «Новапорт» (2007; штаб-квартира в Москве; входит в состав российской международной инвестиционной группы AEON Corporation), аэропорт обслуживает компания «Челябинское авиапредприятие» (1994; с 2007 под контролем Евроазиатской аэропортовой компании, ЕААК). В 2007 г. «Челябинское авиапредприятие» получило почётное звание «Лучший аэропорт года стран СНГ» (с пассажирооборотом 0,5–1 млн в год).
В 2018 г. началась реконструкция аэропорта для подготовки к саммитам Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, которые прошли в Челябинске в 2020 г. Новый пассажирский терминал внутренних авиалиний начал работу 27 ноября 2019 г. (его площадь 16,5 тыс. м2; оснащён 4 телетрапами; пропускная способность – около 900 пассажиров в час, или 2 млн пассажиров в год). После саммитов реконструкция продолжилась – в частности, в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. В 2020 г. компания «Центродорстрой» установила на ВПП огни высокой интенсивности, что положительно повлияло на повышение безопасности полётов; в 2021 г. завершилась реконструкция пассажирского терминала международных авиалиний (площадь 15,2 тыс. м2; число кабин паспортного контроля увеличено с 11 до 20, пропускная способность – с 220 до 400 пассажиров в час).