Международная информационная безопасность
Междунаро́дная информацио́нная безопа́сность (МИБ), состояние глобального информационного пространства, при котором на основе общепризнанных принципов и норм международного права и на условиях равноправного партнёрства обеспечивается поддержание международного мира, безопасности и стабильности.
В официальных документах Организации Объединённых Наций (ООН) отсутствует легальное определение термина «международная информационная безопасность». В то же время данное определение даётся в ряде региональных соглашений. Так, в Соглашении между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности МИБ определяется как «состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве».
В законодательстве Российской Федерации также даётся определение МИБ. В Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (утверждены Указом Президента РФ от 12 апреля 2021 № 213; далее – Основы) МИБ определяется как такое состояние глобального информационного пространства, при котором на основе общепризнанных принципов и норм международного права и на условиях равноправного партнёрства обеспечивается поддержание международного мира, безопасности и стабильности (п. 6 Основ).
В теории международного информационного права также даётся определение МИБ. Например, специалисты в области международной информационной безопасности А. В. Бирюков и М. Б. Алборова определяют МИБ как состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и государства в информационно-кибернетической сфере, а также вероятность деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной структуры (Бирюков. 2021. С. 87). Е. С. Зиновьева отмечает, что под МИБ понимают защищённость глобальной информационной системы от «триады угроз» – террористических, преступных и военно-политических (Зиновьева. 2014). По мнению Н. И. Костенко, в связи с тем, что информационные компьютерные технологии приобрели глобальный трансграничный характер, образовалась новая отрасль международного права – право международной информационной безопасности. Право международной безопасности в информационной сфере наделено стратегической целью, которая выражается в прогнозировании ситуации, совершенствовании управления при обнаружении, предупреждении и ликвидации компьютерных атак, информационных войн и других кибернетических воздействий (Костенко. 2019. С. 441).
Выделяется два конкурирующих секьюритизирующих курса в сфере МИБ, сложившихся на международной арене. Дискурс «кибербезопасности» подразумевает, что на международном уровне регулированию подлежат исключительно технологические аспекты информационной безопасности, в то время как дискурс «информационной безопасности» предполагает обеспечение не только технической безопасности информационных сетей и систем, но и более широкий спектр вопросов, связанный с регулированием контента в целях обеспечения общественной стабильности в государстве. Россия и Китай, а также государства – партнёры этих стран по таким организациям, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, выступают в поддержку дискурса «информационной безопасности», а США и их партнёры по НАТО – в поддержку дискурса «кибербезопасности» (Зиновьева. 2019. С. 234).
Основные направления реализации государственной политики в области МИБ по развитию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества РФ с иностранными государствами по вопросам формирования системы обеспечения МИБ отражены в п. 11 Основ.
Формирование системы МИБ, в том числе и регионального взаимодействия с учётом национальных интересов РФ, предотвращение (урегулирование) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве возможны только на основе соответствующего международно-правового режима, содействие установлению которого определено главной целью государственной политики в области МИБ (Бойко. 2021. С. 53).
Достижению договорённостей в сфере МИБ способствует проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних экспертных консультаций, согласование позиций и основных направлений сотрудничества в области обеспечения МИБ на площадках упомянутых выше региональных организаций. Для проведения подобных консультаций в многостороннем формате с ближайшими партнёрами России активизируется деятельность уже созданных в этих целях профильных групп экспертов: Рабочей группы при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ по информационной политике и информационной безопасности, Группы экспертов государств – членов ШОС по международной информационной безопасности, Рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. В 2015 г. по инициативе РФ на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН был представлен документ «Правила поведения в области международной информационной безопасности». В 2018 г. свод правил поведения в области информационной безопасности был поддержан в качестве резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция ГА ООН А/С.1/73/L.27|Rev.1).
Российская Федерация активно идёт по пути развития регионального сотрудничества в области МИБ, которое преследует следующие основные цели: создание механизмов принятия эффективных коллективных мер, направленных на выявление и пресечение применения информационно-телекоммуникационных технологий для угрозы миру и безопасности, актов агрессии; урегулирование и разрешение международных споров и конфликтных ситуаций, связанных с враждебным использованием информационно-телекоммуникационных технологий; укрепление доверия в области использования информационных систем трансграничного характера и обеспечение безопасности использования единого информационного пространства (Костенко. 2019. С. 235).
В этой связи отмечается активизация привлечения новых единомышленников и углубление регионального сотрудничества с акцентом на страны – участницы ШОС, БРИКС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и других региональных объединений, а также нацеленность на активное сотрудничество с Сингапуром и Малайзией и поддержку развития региональной и субрегиональной интеграции в рамках многосторонних международных институтов, диалоговых площадок, региональных объединений (Крутских. 2021. С. 5).
Об активизации сотрудничества РФ в рамках региональных объединений в сфере МИБ свидетельствует заключение ряда международных соглашений и принятие совместных заявлений в названной области. Так, 30 ноября 2017 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности, 16 июня 2009 г. – Соглашение между правительствами государств – членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности; 14 ноября 2018 г. принято совместное Заявление Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в области обеспечения безопасности использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий, 17 ноября 2020 г. – Московская декларация XII саммита БРИКС по безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий; 18 декабря 2020 г. – Совместное заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
Сложности, с которыми сталкивается международное сообщество в области правового регулирования МИБ, являются частью более общей тенденции развития современного международного права, а именно его развития по пути выработки «мягких» правил, регламентирующих поведение государства, а не выработки обязывающих правовых соглашений (Зиновьева. 2019. С. 149).
Российские инициативы в области МИБ внесли существенный вклад в процесс разъяснения международному сообществу негативного потенциала использования информационно-коммуникационных технологий для нарушения международного мира и безопасности. Кроме того, российские инициативы стали важным фактором установления определённых «правил игры» и развития международного сотрудничества в динамично развивающейся информационной сфере (киберпространстве). Реализация стратегических задач формирования системы МИБ невозможна без обязательного участия России в процессе решения этих задач во всех возможных форматах: двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном (Полякова. 2020. С. 25).