Методика наблюдения Бейлза
Мето́дика наблюде́ния Бе́йлза, психодиагностическая методика, предназначенная для выяснения структуры и динамики группы. Методика разработана Р. Бейлзом, специалистом в области межличностного взаимодействия в малых группах и пионером в разработке систематических методов группового наблюдения и измерения процессов взаимодействия.
Творчество Бейлза по разработке методологии и технологии анализа групповой структуры и динамики можно разделить на два основных этапа.
Первый этап. Interaction Process Analysis (IPA), 1950
Исходные теоретические предпосылки
Элементарным актом взаимодействия можно считать ситуации, в которых после действия одного человека другой человек изменил свои действия. Взаимодействие людей в малой группе может выражаться как в вербальной, так и невербальной форме. В любой момент наблюдения в отношении конкретного случая, объекта, акта наблюдатель может сделать лишь одно указание. Следовательно, сумма времён отдельных единиц наблюдения представляет собой общее время наблюдения. Таким образом, категориальная система способна прямо операционализировать теоретические подходы исследователя к пониманию процессов для наблюдения. Методом наблюдения можно зафиксировать прямое личное общение между членами группы в момент его непосредственного возникновения с последующим анализом этого взаимодействия. Наблюдение осуществляется не за отдельным субъектом, а в целом за группой.
Описанная методика – пример чёткого анализа наблюдения для выяснения структуры и динамики группы. Основная задача наблюдателя – интерпретировать и классифицировать наблюдаемое поведение членов группы по отношению друг к другу, сделать вывод о намерении и значении наблюдаемого действия (отражена идея подведения под категорию наблюдения). Для снятия эффекта субъективного влияния предубеждения, усталости и т. д. используются несколько наблюдателей, а потом подсчитывается межэкспертная согласованность ответов. Вопрос согласия наблюдателей здесь нужно рассматривать с точки зрения возможного рассогласования информации наблюдений, когда используются одни и те же средства за счёт конвенционального характера категорий и присутствует обязательное субъективное подведение наблюдаемых действий под заданные категории.
Единица измерения – это наименьший различимый сегмент вербального или невербального поведения, который наблюдатель может различить и классифицировать. Бейлз назвал содержание этих категорий содержанием процесса (Bales. 1951. P. 34), а не тематическим содержанием. Он утверждал, что содержание процесса, которое позже стало известно под названием группового процесса, было ядром поведения малых групп. Все зафиксированные виды взаимодействий (их список насчитывал около 80 наименований) были сведены в категории, с помощью которых, по мнению Бейлза, можно описать любую групповую деятельность.
Описание методики
Бейлз выделил 12 показателей поведения члена группы и 4 сферы взаимодействия: сферу позитивных эмоций, сферу негативных эмоций, сферу постановки групповых проблем, сферу решения групповых проблем. Соответственно, по три показателя в каждой сфере. Все показатели можно разделить на четыре группы: A и D – положительные и отрицательные эмоции, B и C – сообщения и вопросы.
Область | Характеристика |
A позитивная социально-эмоциональная область | 1. Выражение солидарности, повышение статуса другого человека, оказание помощи, вознаграждение |
2. Снятие эмоционального напряжения, шутка, смех, выражение удовлетворения | |
3. Согласие, пассивное принятие, понимание воздействия, уступчивость | |
B область задач – положительная | 4. Предложение совета, направления мысли, при сохранении автономии партнёра |
5. Выражение своего мнения, оценивание, анализ, проявление чувств, желаний | |
6. Ориентация членов группы, информирование, повторение, уточнение | |
C область задач – нейтральная | 7. Просьба ориентировать, дать информацию, повторить, подтвердить |
8. Просьба сообщить мнение, оценить, проанализировать, выражение чувств | |
9. Вопрос, просьба дать направление, возможный способ действия | |
D негативная социально-эмоциональная область | 10. Возражение, пассивное неприятие воздействия, отказ в помощи |
11. Выражение эмоционального напряжения, просьба о помощи, уклонение (отступление «с поля боя») | |
12. Проявление антагонизма, подрыв статуса другого, самозащита, домогательство своего признания |
В процессе наблюдения необходимо зафиксировать:
содержание, последовательность, направленность, частоту речевых актов;
выразительность, экспрессивность движения тела;
движения, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, соприкосновения и т. д.;
физические воздействия разного рода, включая толчки, удары, касания, передачу, отталкивание и т. д.;
сочетание данных актов и их признаков.
Закономерности, выявленные Бейлзом, сводятся, в частности, к следующему:
56 % высказываний приходится обычно на категорию попыток решить задачу;
44 % – на все остальные категории: положительные и отрицательные реакции и вопросы;
позитивных реакций обычно в 2 раза больше, чем негативных (Small groups. 1955).
Второй этап. SYStematic MultiLevel Observation of Groups (SYMLOG), 1970
Разработка идеи пространства межличностного восприятия. По мнению Бейлза, пространство межличностного восприятия в групповой ситуации является трёхмерным, содержит три измерения. В 1970-х гг. Бейлз разработал метод группового наблюдения SYStematic MultiLevel Observation of Groups (SYMLOG) (Bales. 1970; 1972; 1979).
Первый параметр: Д (доминирование) и 3 (зависимость, подчинение). В основе параметра лежит оценка в восприятии позиции человека выше или ниже партнёра на основании его силы, влияния, веса. Этот участник активен, общителен и разговорчив – или пассивен, тих и замкнут?
Второй параметр: П (позитивно настроенный, вызывает симпатию, дружелюбие) и Н (негативно настроенный, вызывает отвращение, неприязнь, недружелюбие). Этот член группы тёплый, открытый и позитивный – или негативный и раздражительный?
Третий параметр восприятия: И (инструментальный, озабочен достижением групповой цели, выдвигающийся вперёд) и Э (экспрессивный, отстающий). Ещё этот параметр называют принятием полномочий – непринятием полномочий. Является ли этот член группы аналитичным и целеустремлённым – или эмоциональным, (возможно) обиженным? (Forsyth. 2006).
Предполагается, что эти три параметра являются ортогональными.
Данная система многопрофильной оценки личности в группе, разработанная Бейлзом, и получила название СИМЛОГ (SYMLOG) – система многоуровневого наблюдения группы. Поведение члена группы с помощью этой методики оценивается по 26 переменным, изучение которых предлагается в трёхмерном пространстве, образованном соответственно следующими тремя осями:
стремление доминировать – подчинение, уступчивость;
дружелюбие – враждебность;
эмоциональность – аналитичность, ориентация на задачу, самоконтроль.
Каждое направление оценки личности в группе рассматривается как вектор, проведённый из центра системы координат. Шесть переменных, соответствующих полюсам трёх осей, являются основными; восемь получены как комбинации из двух; и шестнадцать – как комбинации из трёх ближайших основных переменных.
С помощью этой методики предпринимается попытка оценить профиль межличностного поведения индивида как эффективный или неэффективный, в зависимости от позиции, занимаемой им в трёхмерном пространстве при решении одной из 12 функциональных проблем группового взаимодействия.
Ключ для интерпретации высоких и низких оценок по профилю интеракции
Инициатор | Адресат | ||||
№ | Категории интеракции | Низк. | Высок. | Низк. | Высок. |
1 | Выражает солидарность | ЗИ | ДЭ | НИ | ПЭ |
2 | Выражает ослабление напряжения | Д | 3 | ЗПИ | ДНЭ |
3 | Соглашается | ПЭ | ПИ | ДЭ | ЗИ |
4 | Даёт совет | 0 | 0 | ЗН | ДП |
5 | Выражает мнение | ЗПЭ | ДНИ | ЗНЭ | ДПИ |
6 | Даёт ориентацию | Д | 3 | Н | П |
7 | Запрашивает ориентацию | ЗН | ДП | ДПИ | ЗНЭ |
8 | Спрашивает мнение | Н | П | ДП | ЗН |
9 | Просит совета | О | О | Э | И |
10 | Не соглашается | П | Н | ЗПЭ | ДНИ |
11 | Проявляет напряжение | ДИ | ЗЭ | ПЭ | НИ |
12 | Выражает антагонизм | ЗП | ДН | ЗПЭ | ДНИ |
Профиль индивида получается путём подсчёта процентов актов, попадающих в данную категорию, от общего числа актов индивида. В таблице показано распределение, наиболее соответствующее полученным результатам.
Полюса трёхмерного перцептивного пространства:
Д – доминирование;
3 – зависимость;
П – человек воспринимается как настроенный позитивно (вызывает симпатию);
Н – человек воспринимается как настроенный негативно (вызывает отвращение, неприязнь);
И – человек воспринимается как озабоченный достижением групповых целей, выдвигающийся вперёд (инструментальный);
Э – экспрессивный, отстающий.
Критика методики Бейлза
При анализе взаимодействия людей в группе важно учитывать содержание совместной деятельности, её контекст, т. к. в зависимости от предмета деятельности одни и те же взаимодействия можно интерпретировать по-разному (Андреева. 1994). Присутствуют только формальные, а не содержательные моменты взаимодействия. Происходит отрыв от социального контекста. Задаётся вопрос: «Как осуществляется взаимодействие?», но не задаётся вопрос: «Что группа делает совместно?». Отсутствует единое основание выделения категорий наблюдения, есть коммуникативные характеристики (например, высказывание мнения) и поведенческие проявления (например, отталкивание другого участника) (Робер. 1988). Проблема подведения под категорию реплик участников, т. к. соответствие смысла реплики содержанию категории определяет наблюдатель. Правильность распределения реплик и наблюдаемых актов взаимодействия по категориям зависит от умелости, внимательности наблюдателя. «При разработке программы наблюдения выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования», так как это «оказывает определяющее влияние на качество получаемой информации» (Рабочая книга социолога. 2009. С. 315). Бейлз не ставит в методике вопрос об эффективности наблюдаемого взаимодействия в группе (Здравомыслов. 1969; Ядов. 1987).