Мариески Микеле
Марие́ски Мике́ле, Микеле Джованни Мариески (Michele Giovanni Marieschi) (1.12.1710, Венеция – 18.1.1743 или 18.1.1744, там же), итальянский живописец, график, сценограф. Наряду с А. Каналетто и Ф. Гварди – видный представитель пейзажного жанра ведуты и каприччио.
Подробности жизни и ученичества мастера скудны. Ранее М. Мариески путали с однофамильцем Якопо Мариески, оспаривалось авторство фигур в его пейзажах. Данные о формировании Мариески в мастерской отца, гравёра Антонио, представленные в источниках 18 в. (Lanzi L. A. Storia pittorica della Italia. T. 2,1. Bassano, 1795–1796. P. 225), скорректированы Дж. Фоголари (Fogolari G. Michele Marieschi pittore prospettico Veneziano // Bollettino d'arte del Ministero della Pubblica Istruzione, Italia. 1909. Vol. 3. P. 241–251.): уже в 1721 г. художник осиротел. Он жил и работал в Венеции, выезжая, согласно первым биографам художника П. А. Орланди и П. Гуариенти (Orlandi P. A. Abecedario pittorico. In Venezia, 1753. Р. 380), только в Германию (1731–1735).
Дед Мариески по материнской линии Антонио Менегини – художник и театральный декоратор при венецианском импресарио Ф. Тассо, для которого молодой Мариески оформлял спектакли и празднества. Среди учителей также упоминается Г. Дициани – пейзажист и декоратор из Беллуно. Таким образом, первые живописные опыты Мариески связаны с театрально-декорационным искусством. Сохранилась серия из 20 работ с фантазийными видами площадей и монументальных дворов в обрамлении величественных арок, с характерной для театральных эскизов кулисной композицией и резковатой светотенью, отмеченных влиянием живописи М. Риччи и С. Риччи («Внутренний двор палаццо с лестницей», до 1736, Национальный музей, Варшава). Здесь Мариески проявляет способность к передаче фактуры различных материалов (камня, дерева) в сочетании с умелой трактовкой перспективы и освещения; размеренную игру архитектурных форм он оживляет стаффажными фигурками, как в работах Дициани и Каналетто.
В 1736 г. Мариески вошёл в гильдию венецианских живописцев; приобрёл покровительство графа И. М. фон дер Шуленбурга, который заказал ему серию видов венецианских достопримечательностей. В этих картинах формируются черты зрелого стиля: форсированная угловая перспектива и техника быстрого мазка, придающие активность композиции, охристый колорит («Вид на мост Риальто и Палаццо Камерленги с торжественной процессией патриарха Антонио Коррера», 1737, имение Клейдон-хаус, Бакенгемшир, Великобритания). Мариески предпочитает динамичные ракурсы сцен с резко уходящей к горизонту перспективой («Вид Большого канала с церковью Санта-Мария-делла-Салюте», около 1735 – 1740, Лувр, Париж). Некоторые работы написаны в более спокойной манере, вероятно, под воздействием Каналетто ( «Вид Большого Канала от Ка’Пезаро», 1734–1735, Старая Пинакотека, Мюнхен). В соответствии с практикой того времени Мариески писал пейзажи при помощи камеры-обскуры, но затем причудливо искажал панорамы, оживляя их быстрыми мазками («Мост Риальто», около 1740, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
К позднему периоду творчества относятся вымышленные архитектурные виды в жанре каприччио, написанные лёгкой кистью («Каприччио с готическим обелиском», около 1741, Галерея Академии, Венеция), с повторяющимся набором элементов: это руины (средневековые и классические), хижины, раскидистые деревья, мостики.
Примечателен, хотя и немногочислен, корпус гравюр Мариески с городскими и сельскими видами [в частности, «Magnificentiores selectioresque Urbis Venetiarum prospectus» («Избранные великолепные перспективы города Венеции»), 1741]. Мариески-графику присуще великолепное владение архитектурной перспективой. Ориентируясь на сборник офортов, А. Визентини по рисункам Каналетто, Мариески сочетает уравновешенность композиции с рокайльной лёгкостью почерка.
Среди учеников Мариески прославился талантливый пейзажист Ф. Альботто. Очевидно влияние живописи Мариески на творчество Ф. Гварди, а его офортов – на Дж. Б. Пиранези.