Манзушир-хийд
Манзуши́р-хийд (монастырь Манджушри; монг. Манзуширын хийд), Храм колесницы учения, «приносящего благоденствие» (монг. ϴлзийт номун хүрдэн хийд), буддийский монастырь в Монголии. Основан в 1733 и разрушен в 1937–1938 гг. В прошлом один из самых влиятельных монастырей Монголии. Расположен в Центральном аймаке (ранее хошун Дархан-чин-вана аймака Тушету-хана), примерно в 45 км от Улан-Батора, в 8 км от г. Зуунмод, у южного подножия горы Богдо-Ула (ныне территория национального парка).
История монастыря
Манзушир-хийд основан ламой Донхор-хутухтой (1695–1750) – учителем Богдо-гэгэна II и основателем линии преемственности («перерождений») лам, для которых этот монастырь стал главной резиденцией. Манзушир-хийд назван в честь бодхисаттвы мудрости Манджушри, поэтому Донхор-хутухты также именуются Манджушри-хутухты.
Монастырь строился монгольскими мастерами, каменщиками и плотниками. К началу 20 в. монастырь состоял из 21 храма и других построек, включал главный храм (цогчен-дуган), дополнительный храм (цаннид-дуган), здания дацанов Будды медицины, Майтреи, тантры и др. В ламских посёлках проживали от 300 до 500 лам. Каменные лестницы вели от храмов к пещерам лам-отшельников. Благодаря всем этим сооружениям и живописному ландшафту Манзушир-хийд прослыл Северным Утаем (монг. Ар Утай) – северным аналогом китайской «священной горы» Утайшань, места почитания бодхисаттвы Манджушри.
Религиозные службы (хуралы) в Манзушир-хийде проводились по правилам монастырей богдо-гэгэнов и содержались из их казны (Ванчикова. 2019. С. 212–213).
Разрушение и упадок монастыря
В конце 1930-х гг. монастырь был полностью разрушен, а ламы репрессированы. Последний настоятель монастыря – Донхор-хутухта VI (Самбадондогийн Цэрэндорж, 1872–1937), религиозный мыслитель, приближённый Богдо-гэгэна VIII, – некоторое время (с 13 марта по 10 июля 1921) исполнял обязанности премьер-министра Монголии. В 1937 г. он вместе с ещё 23 ламами был арестован, осуждён за контрреволюционную деятельность и расстрелян. Монастырь был полностью разрушен, уцелевшие ламы репрессированы, все ценные предметы культа и имущество конфисковано, а книги переданы в Национальную библиотеку. В 1992 г., после начала демократических преобразований в Монголии, все ламы были реабилитированы.
Современное состояние
На территории монастыря сохранились руины 17 храмовых построек. В 1971 г. сохранившиеся изображения божеств на скалах позади храмов были взяты под охрану государства. В 1989–1991 гг. по архивным фотографиям было восстановлено здание летней резиденции ламы Донхор-хутухты (Серуун-Лаврин; монг. Сэрүүн Лаврин), в нём действует музей. Ныне Манзушир-хийд – один из наиболее посещаемых туристических объектов Монголии.
В 2009 г. в Манзушир-хийде возобновилась линия преемственности хутухт: Богдо-гэгэн IX провёл интронизацию мальчика по имени Цэвээндорж в качестве Донхор-хутухты и настоятеля монастыря. Этот мальчик, родившийся в 1998 г., был признан ламами «перерожденцем» расстрелянного Донхор-хутухта VI.