Максимальная скорость летательного аппарата
Максима́льная ско́рость лета́тельного аппара́та, максимальное значение достижимой или допустимой по условиям эксплуатации скорости летательного аппарата. Достижимая максимальная скорость в основном определяется аэродинамическим совершенством и тяговооружённостью, энерговооружённостью летательного аппарата.
Допустимая максимальная скорость определяется необходимостью обеспечить безопасность полёта и ограничена обычно максимально допустимыми значениями скоростного напора q, числа Маха полёта M∞ или температуры аэродинамического нагревания. Ограничение по q обусловлено прочностью или жёсткостью авиационных конструкций. Выход за это ограничение может привести к разрушению летательного аппарата или его элементов, флаттеру или реверсу органов управления. Превышение некоторого значения M∞ может привести к потере устойчивости или управляемости летательного аппарата, помпажу двигателя или его самовыключению.
Эксплуатационное значение максимальной скорости устанавливается ниже минимального из допустимых значений максимальной скорости с таким расчётом, чтобы надёжно исключить превышение этого значения по случайным причинам.
Максимальная скорость зависит от конфигурации летательного аппарата, режима работы двигателя, угла наклона траектории и высоты полёта. На малых высотах максимальная скорость, как правило, ограничена по q, с ростом высоты может быть ограничена по M∞.
Для самолётов максимальной скоростью часто называют установившуюся скорость прямолинейного полёта на максимальной или форсажной тяге двигателя. Для гражданских самолётов также устанавливается максимальная скорость экстренного снижения на случай необходимости наискорейшего снижения с большой высоты в чрезвычайных обстоятельствах.