Флаттер
Фла́ттер (от англ. flutter – дрожание, вибрация), самовозбуждающиеся незатухающие колебания (т. н. автоколебания) частей летательного аппарата (ЛА), приводящие, как правило, к разрушению конструкции. Возникает при достижении некоторого определённого значения скорости полёта ЛА (критическая скорость флаттера). Флаттер не требует каких-либо периодических внешних воздействий и может появляться внезапно и при установившемся полёте в спокойном воздухе (достаточно лишь случайного начального импульса, даже весьма малого). Самолёт может быть подвержен различным формам флаттера: крыла, оперения, элеронов и рулей и др. Флаттер может возникать также на ракетах, несущих винтах вертолётов, лопастях воздушных винтов, лопатках турбин и компрессоров.
Впервые с массовыми случаями флаттера столкнулись в 1930-е гг. (в период стремительного роста скоростей), после чего началось интенсивное изучение флаттера и отыскание способов его предупреждения. М. В. Келдышем разработана теория флаттера самолёта, созданы методы численного расчёта, получен ряд важнейших результатов, которые открыли возможность предсказывать для каждого конкретного ЛА, при какой скорости полёта ему грозит флаттер. Эти работы позволили авиаконструкторам найти средства для гашения флаттера, основные из которых – рациональное распределение массы в конструктивных элементах, повышение их жёсткости и др.