Махищасака
Махища́сака (санскр. महीशासक, буквально – властитель земли), одна из древнейших школ традиционного буддизма; ныне не существует. По преданию, махищасака восходит к монаху Пуране, выходцу с горы Дакшинагири близ Раджагрихи (столица североиндийского государства Магадха). Сразу после установления канона Типитаки («спевка» текстов), состоявшегося, по преданию, на т. н. Первом буддийском соборе в Раджагрихе (6 в. до н. э., по другим данным, 5–4 вв. до н. э.), Пурана добавил в дисциплинарный корпус Виная-питаки новые правила, не принятые большинством авторитетов общины-сангхи. Расцвет махищасаки пришёлся на эпохи правления южноиндийских династий Сатаваханов и Икшваков (2–3 вв. н. э.). Помимо Индии, махищасака распространилась в Юго-Восточной Азии, Китае, одно время пользовалась покровительством также в Центральной Азии (Хотан) и на Ланке.
Как и другие направления классического буддизма, махищасака активно участвовала в межбуддийских дискуссиях по духовно-практическим и философским проблемам. Начало этих дискуссий восходит к расколу в рамках самой школы: сторонники «ортодоксальной» махищасаки решительно разошлись с «реформаторами» (впоследствии выделились в школу дхармагуптака), которые по-своему решали проблему источников «великого плода» (махапхала), отстаивая мнение, что Будда непричастен монашеской общине, а потому кармически результативными следует признавать только дары, приносимые самому Будде. Махищасаки настаивали на том, что Будда принадлежит общине, является её составляющей (хотя и особой), а потому дары общине также являются оправданными. Эта дискуссия имела не только теоретическое значение: задача махищасаки состояла в том, чтобы стимулировать мирян к благотворительности в пользу монахов. Наряду с некоторыми другими буддийскими школами, махищасака различала два уровня нирваны – прекращение флуктуаций сознания через мышление и без какой-либо рефлексии (ср. дифференциация двух стадий самадхи в классической йоге). Вместе с тем махищасака солидаризировалась с дхармагуптакой, полагая, что любые «сверхспособности» (абхиджня) недоступны небуддистам – в противовес более «либеральным» в данном вопросе школам, допускавшим отдельные духовные достижения и за пределами буддизма.