Лул
Лул (Лулл, лат. Lul, Lullus) (около 710 – 16.10.786, Герсфельд, ныне Бад-Херсфельд, земля Гессен, Германия), святой Римско-католической церкви, англосаксонский миссионер в Германии, ученик святого Бонифация, епископ Майнца (с 754, архиепископ с 780/782).
Биография
Происходил из знатной англосаксонской семьи в Уэссексе, в числе его родственников был Кинехеард (Кинехерд), епископ Уинчестера. Воспитывался в монастыре Малмсбери, около 737 г. совершил вместе с родственниками паломничество в Рим, где стал учеником Бонифация. Послан в один из монастырей Тюрингии (вероятно, в Ордруф), рукоположен в архидиаконы; затем в 746/747 гг. Лул во второй раз приехал в Рим, судя по всему, с дипломатическим поручением Бонифация. После рукоположения во пресвитера ранней осенью 751 г. отправился в Рим к папе Захарии (741–752) с посланием от Бонифация, который прочил Лула своим преемником на епископском престоле Майнца. С 752 г. хорепископ, с 754 г. епископ Майнца. В 762 г. Лул вместе с некоторыми влиятельными иерархами франкской державы из окружения архиепископа Меца Хродеганга и миссионера Пирмина участвовал в соборе в Аттиньи. На это же время пришлась эскалация конфликта между Лулом и аббатом Фульды Стурмом. Причины этого конфликта двух учеников Бонифация до конца неясны: ими могли быть и спор о месте захоронения «апостола Германии», и стремление Лула подчинить себе монастырь, и его пренебрежение к анахоретской традиции, сильной в общине Фульды. Известно, что король Пипин Короткий действительно отправил Стурма в ссылку в Жюмьеж (763), но по его возвращении из изгнания монахи заняли сторону бывшего настоятеля. В это же время Лул приобрёл значительные земельные владения в Майнце, а позднее (785) сделал большой земельный вклад в Фульдский монастырь.
При Карле Великом Лул стал одним из самых влиятельных при дворе лиц, участвовал в церковном соборе в Риме 12–14 апреля 769 г., основал в том же году близ бывшей кельи Стурма монастырь Герсфельд, с января 775 г. напрямую подчинённый королю. С началом саксонских войн (772–804), вероятно, руководил христианизацией Саксонии и саксонской миссией в целом. Влияние Лула подчёркивают многочисленные грамоты с пожалованиями Герсфельду новых территорий и привилегий. 1 сентября 774 г. в присутствии короля и его семьи Лул освятил церковь в недавно основанном аббатстве Лорш, аббат которого тоже напрямую подчинялся королю. Около 778 г. Лулом был основан монастырь Блайденштадт, которому миссионер выделил часть владений из личного домена епископства. Около 780 г. по инициативе Лула в монастырь Герсфельд были перенесены чудотворные мощи святого Вигберта, настоятеля аббатства Фрицлар.
В грамоте Карла Великого от 4 июля 782 г., дарующей привилегии Фрицлару, Лул впервые упоминается как архиепископ Майнца. При этом возведение Лула в сан состоялось не ранее 8 марта 780 г., когда он упомянут ещё как епископ.
Известно, что Лул конфликтовал не только со Стурмом, но и с франкскими королями, очень сдержанно отзывался о нём святой Лиудгер. Лулу приписывается ранняя попытка добиться для Майнца статуса архиепископства с помощью фальсификации: считается, что он ещё задолго до 780/782 гг. изменил в грамоте папы Захарии, даровавшей сан метрополии Кёльну, название города на Майнц, а дату документа с 745 г. на 4 ноября 751 г. За время своего епископского служения Лул расширил территорию диоцеза, включив в неё епископства Бюрабург и Эрфурт. Кроме того, благодаря поощрению фризских купцов при Луле расширились экономические связи Майнца.
Лул заботился о почитании святого Бонифация, около 760 г. по его инициативе Виллибальд написал древнейшее житие святого. Возможно, Лул был автором Capitulatio de partibus Saxoniae (известен как «Капитулярий об областях Саксонии»), одного из наиболее жестоких указов каролингской эпохи, посвящённого христианизации Саксонии.
Вплоть до кончины Лул оставался настоятелем аббатства Герсфельд. 31 августа 786 г. Лул получил в Вормсе грамоту для Герсфельда, после чего вернулся в монастырь, где скончался и был погребён.
Наследие Лула
Переписка Лула с 735 по 786 гг., сохранившаяся вместе с письмами святого Бонифация, включает 16 посланий авторства самого Лула (принадлежность ему 6 из них оспаривается) и 24 письма, адресованных святому. Она даёт яркое представление о неординарной личности и высочайшей учёности Лула. Письма содержат цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, сочинений Вергилия, Овидия, Венанция Фортуната, Альдхельма и др. Некоторые из писем свидетельствуют о владении Лулом приёмами метрической и ритмизированной прозы.
Сведения о Луле содержатся также в многочисленных документальных источниках – актах соборов, грамотах королевских пожалований и дарениях частных лиц в пользу Фульды и Герсфельда, а также в анналах и житиях эпохи Каролингов.
Житие самого Лула было записано лишь в конце 1060-х – начале 1070-х гг. знаменитым историографом эпохи борьбы за инвеституру Лампертом Герсфельдским. Тем не менее почитание Лула как святого начало складываться уже вскоре после его кончины, самое позднее – при его ученике Айстульфе, архиепископе Майнца (на кафедре в 813–825). В 852 г. мощи Лула были перенесены в заново возведённую церковь в Герсфельде, в то же время зафиксировано почитание Лула в Фульде и Зальцбурге. Примерно тогда же (по всей видимости, при Храбане Мавре) письма Лула и святого Бонифация были объединены в один сборник. В 1040 г. состоялось второе перенесение мощей Лула и Вигберта в новую крипту монастырской церкви в Герсфельде; вскоре на монетах, чеканившихся в монастыре, появляется изображение Лула. Около 1060 г. Отлох Санкт-Эммерамский в составленной им редакции Жития святого Бонифация впервые назвал Лула святым. Создание Лампертом Жития Лула стало важнейшим этапом в распространении его почитания как одного из главных святых архиепископства Майнцского. Мощи Лула хранились в крипте монастыря Герсфельд по меньшей мере до 1521–1525 гг., в эпоху Реформации утрачены. День памяти Лула отмечается германскими католиками 16 октября.