Лиудгер (епископ Мюнстера)
Лиудге́р (Лиутгер, Людгер; лат. Liutgerus, Liudgerus, Liutgarus, Liudigerus, Ludger) (около 742 – 26.3.809, Биллербекк, ныне земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия), фризский миссионер, основатель и аббат монастыря Верден, первый епископ Мюнстера, сподвижник Карла Великого, святой Римско-католической церкви (день памяти – 26 марта).
Биография
Лиудгера приводят в школу в Утрехте. Миниатюра из Жития святого Лиудгера. 11 в. Берлинская государственная библиотека. Ms. theol. lat. fol. 323. Fol. 5r.Происходил из знатного фризского рода, называемого по его имени Лиудгеридами. Владения Лиудгеридов располагались недалеко от Утрехта, члены рода приняли крещение при дворе франкских правителей в начале 8 в. Лиудгер воспитывался в школе при утрехтской церкви, руководимой настоятелем Григорием, учеником святого Бонифация. Рукоположен в чин диакона в 767 г. и по совету своего наставника вместе с двумя другими учениками отправлен в Йорк для продолжения обучения у Алкуина. Спустя год все трое вернулись в Утрехт, однако Лиудгер настоял на возобновлении занятий с Алкуином, у которого пробыл ещё три с половиной года до лета 772 г., пока его не вынудила покинуть Йорк угроза кровной мести.
Приехав во Фризию с опытом монашеский жизни и большим числом книг, Лиудгер посвятил себя миссионерской работе. Он восстановил разрушенную часовню Святого Лебуина в Вилпе (западный берег реки Эйссел) и Карл Великий вверяет Лиудгеру монастырь Лотуза в Брабанте. Миниатюра из Жития святого Лиудгера. 11 в. Берлинская государственная библиотека. Ms. theol. lat. fol. 323. Fol. 8v. проповедовал в восточной Фризии, в Остерго (недалеко от Доккюма, места гибели святого Бонифация). Каждую осень Лиудгер проводил в монастырской школе Утрехта с учениками. Вероятно, был рукоположен в священники в 777 г. Восстание саксов и восточных фризов в 784 г. заставило Лиудгера свернуть миссию в Остерго и отправиться в сопровождении своего брата Хильдегрима и монаха Герберта-Каста в Рим и в Монтекассино для обучения. Спустя два с половиной года он вернулся и по поручению Карла Великого продолжил миссионерскую работу в восточной Фризии. Лиудгер совершил путешествие в Гельголанд, где разрушил языческое святилище и построил на его месте церковь. Новое восстание саксов и восточных фризов в 792 г., которое сопровождалось изгнанием миссионеров и сожжением церквей, вынудило Лиудгера вернуться в Утрехт, где он вероятно составил житие своего учителя Григория, которое, по мнению учёных, во многом носит автобиографический характер.
Отказавшись от рукоположения в архиепископы Трира и перенеся миссионерскую работу в Вестфалию, Лиудгер около 793 г. основал там монастырь Мимигернафорд, поселение вокруг которого с 11 в. известно как Мюнстер. Через 6 лет, в 799 г., Лиудгер учредил аббатство Верден в Вестфалии. Грамоты 793–799 гг. подтверждают быстрый рост земельных владений обителей Лиудгера: за этот период было совершено 15 дарений, ставших основой будущего процветания Вердена и Мимигернафорда. В это же время Лиудгер расширил свою миссию среди восточных саксов. В 798 г. он принял участие в военном походе Карла Великого в Хельмстедт и был среди участников собрания в Миндене. 30 марта 805 г. архиепископ Хильдебальд Кёльнский рукоположил Лиудгера в епископы Мюнстера. Спустя 4 года Лиудгер скончался в окружении учеников. 25 апреля 809 г. гроб с телом миссионера был торжественно перенесён в Верден и захоронен к востоку от церкви Святого Спасителя, Богоматери и апостола Петра. Через несколько десятилетий гроб был перенесён в церковь.
Память и почитание
Родственники Лиудгера занимали важные посты во Франкском королевстве. Его родной брат Хильдегрим (ум. 19.6.827) был в 802 г. рукоположен в епископы г. Шалон-ан-Шампань и позднее служил епископом Хальберштадта. Племянник Герфрид стал вторым епископом Мюнстера. Другой племянник Лиудгера, Альтфрид, наследовал Герфриду на мюнстерской кафедре, был настоятелем Вердена и Хельмстедта, а также составил в 839–849 гг. древнейшее житие миссионера, включавшее описание чудес, свершившихся у его могилы после смерти.
При сочинении Альтфрид опирался на устную традицию Лиудгеридов, «Житие Григория», а также на «Житие святого Виллиброрда» Алкуина и «Житие святого Бонифация» Виллехада. В текст «Жития святого Лиудгера» Альтфрид также включил два латинских стихотворения, одно из которых было написано сподвижником Лиудгера и учеником Алкуина Иосифом, а второе – самим Алкуином. На основе жития, написанного Альтфридом, были составлены два других каролингских жизнеописания святого.
Важные сведения о жизни Лиудгера и основанного им аббатства Верден засвидетельствованы в грамотах дарений монастырю с 22 июня 793 г. по 9 октября 806 г., сохранившихся в картулярной копии середины 9 в. В грамоте от 18 августа 847 г. для церкви в Вердене содержится древнейшее упоминание Лиудгера как святого. Составление картулярия и житий подчёркивают почитание Лиудгера в середине – второй половине 9 в., с конца каролингской эпохи по середину 11 в. его мощи трижды торжественно переносили. К письменной традиции о почитании Лиудгера 10–12 вв. относятся панегирик верденского монаха Уффинга, стих-посвящение неизвестного Родолда и ритмизированное житие святого. С 12 в. почитание Лиудгера переживало упадок и сохранялось лишь на локальном уровне. В эпоху Ренессанса к исторической фигуре Лиудгера обращались мюнстерский магистр и поэт Иоганн Мурмеллиус, гуманист Иоганн Цинцинниус, а также авторы метрического жития и двух переводов более ранних житий на нижненемецкий конца 15 – начала 16 вв. С 17 в. почитание Лиудгера как одного из важнейших святых и патрона епископства Мюнстер продвигалось руководящими кругами соборного капитула Мюнстера и иезуитами.
Крипта с часовней Святого Лиудгера. Собор Святого Лиудгера, Верден (Германия). В 1820–1830-х гг. образ Лиудгера связывался с любовью к родине, христианизацией языческой Вестфалии, облагораживанием нравов её населения. С 19 мая по 3 июня 1860 г. в Вердене состоялось вынесение мощей святого, в честь первого празднования юбилейного торжества (праздник был перенесён с 1859 по причине затянувшихся ремонтных работ). С этого времени праздник годовщины смерти первого епископа Мюнстера стал ежегодным и заложил основу широкого почитания Лиудгера в северо-западной Германии и Нидерландах во второй половине 19 – 21 вв. 31 октября 2007 г. деревянный гроб с мощами святого был вскрыт епископом Мюнстера Ф. Генном в соответствии с каноническими правилами. После проведения консервационных действий, мощи были помещены обратно в деревянный гроб, закрыты и опечатаны 16 мая 2008 г.
День поминовения Лиудгера – 26 марта, перенесения мощей 2 октября (3 октября в Мюнстере).
В иконографии Лиудгер чаще всего изображается в епископском облачении с посохом, один из наиболее популярных атрибутов святого – дикий гусь, связанный с легендами о Лиудгере.