Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
Лози́но-Лози́нский Глеб Евге́ньевич [25.12.1909 (7.1.1910), Киев – 28.11.2001, Москва], советский и российский авиаконструктор, специалист в области разработки и создания авиационных двигателей, самолётов и многоразовых транспортных космических систем, Герой Социалистического Труда (1975), генерал-майор (1999), доктор технических наук (1985).
Окончил в 1930 г. Харьковский механико-машиностроительный институт (ныне Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»), получив квалификацию инженера-механика по специальности «Паротехника». Работал на Харьковском турбогенераторном заводе (участвовал в разработке первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности). В авиационной промышленности с 1932 г. Первый опыт в самолётостроении получил, работая над проектом паротурбинной установки для тяжёлого бомбардировщика А. Н. Туполева.
В августе 1941 г. после начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара). Там же в марте 1942 г. принят на должность инженера конструкторского бюро А. И. Микояна. В 1943–1945 гг. уже в Москве в том же конструкторском бюро разработал силовую установку с поршневым двигателем и форсажной камерой, которая увеличила тягу двигателя на 30 %. Разрабатывал методы расчёта характеристик авиационных двигателей новых типов, в том числе комбинированных (поршневых в сочетании с воздушно-реактивными) и газотурбинных с форсажными камерами, работал над освоением их производства. При его непосредственном участии налажено серийное производство разработанных конструкторским бюро (ОКБ) А. И. Микояна самолётов с турбореактивными двигателями.
В 1966 г. назначен главным конструктором двухступенчатой крылатой многоразовой авиационно-космической системы «Спираль», разработка которой началась в Опытно-конструкторском бюро А. И. Микояна в 1965 г. Система «Спираль» состояла из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком (число Маха >5), а затем ракетной ступенью на орбиту искусственного спутника Земли (работы по теме прекращены в 1971, затем возобновлены в 1974 и окончательно остановлены по решению руководства Министерства обороны СССР после начала разработки проекта «Энергия – Буран»). В ходе работ по системе «Спираль» накоплен опыт осуществления посадочных режимов моделей орбитального самолёта.
В 1971 г. назначен главным конструктором сверхзвукового самолёта-перехватчика МиГ-31. Участвовал в создании лёгкого фронтового истребителя МиГ-29, в организации серийного производства самолётов семейства МиГ – от МиГ-9 до МиГ-31.
В 1976 г. генеральный директор и главный конструктор НПО «Молния» Министерства авиационной промышленности СССР, с 1994 г. генеральный конструктор НПО «Молния». С начала 1980-х гг. руководил разработкой многоцелевой авиационно-космической системы – двухступенчатого комплекса, состоящего из самолёта-носителя Ан-225 «Мрия» и устанавливаемого на нём орбитального самолёта (пилотируемого либо беспилотного).
Под руководством Лозино-Лозинского в 1976–1988 гг. осуществлялось создание в СССР многоразового транспортного космического корабля (МТКК) «Буран» для советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия – Буран». Разработка и создание отечественной МТКС были заданы решением руководства государства (1976) в ответ на уже имевшуюся в США аналогичную МТКС «Спейс Шаттл». МТКК «Буран» (по-другому: космический самолёт, или воздушно-космический летательный аппарат, или авиационно-космический беспилотный летательный аппарат) прошёл комплекс наземных и лётных испытаний и выведен 15 ноября 1988 г. на орбиту искусственного спутника Земли с помощью самой тяжёлой на тот момент в мире ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Энергия» (массы полезных грузов, выводимых на низкие орбиты ИСЗ – до 100 т; на геостационарную орбиту – до 20 т; на траекторию полёта к Луне – до 32 т; главный конструктор – Б. И. Губанов). После двух витков орбитального полёта, выполнив аэродинамическое торможение корпусом в атмосфере со скорости примерно 28 тыс. км/ч до посадочной скорости 350 км/ч, МТКК «Буран» совершил впервые в мире полностью автоматическую посадку с околоземной орбиты на аэродром. При посадке отклонение продольной оси МТКК «Буран» от продольной оси взлётно-посадочной полосы составило всего 3 м. Такой результат был получен в результате использования ранее накопленных Лозино-Лозинским и его коллегами опыта и достижений, слаженной и скоординированной работы большого числа научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, воинских частей, полигонов и предприятий промышленности.
Лозино-Лозинский – один из основателей Инженерной академии СССР (с 1991 Российская инженерная академия), академик и вице-президент Российской инженерной академии, академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, академик Академии наук авиации и воздухоплавания, заведующий кафедрой МГТУ имени К. Э. Циолковского (с 2015 структурное подразделение МАИ), профессор Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ).
Заслуги перед государством отмечены Сталинскими премиями 2-й (1949) и 1-й (1951) степеней, Ленинской премией (1962), орденами Ленина (1957, 1975, 1989), Трудового Красного Знамени (1971), Красной Звезды (1945), Октябрьской Революции (1990), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), Благодарностью Президента Российской Федерации (1999).
Вклад Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники отмечен также вручением ему престижных международных премий.