Лорио Жанна
Лорио́ Жа́нна, Жанна Бланш Арманда Лорио (Jeanne Blanche Armande Loriod) (13.7.1928, Уй, департамент Сена и Уаза, ныне департамент Ивелин – 3.8.2001, Жюан-ле-Пен), французская исполнительница на электромузыкальном инструменте волны Мартено, педагог.
Первые уроки игры на фортепиано, как и её сестра Ивонна Лорио, получила у своей крёстной матери и первого педагога Нелли Эменже-Сивад. Училась в Парижской консерватории у Л. Леви (фортепиано), в 1947 г. поступила в только что открывшийся класс М. Мартено. Участвовала в «Квартете волн Мартено Жинетт Мартено» (сестра М. Мартено). В 1953 г. дебютировала как исполнитель в академии «Санта-Чечилия» в Риме. Вела активную гастрольную деятельность в странах Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Дальнего Востока. В 1970 г. посетила СССР. Сотрудничала с крупнейшими исполнительскими коллективами (в их числе Парижский оркестр, Берлинский филармонический оркестр, Бостонский симфонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр) и дирижёрами, среди которых П. Булез, З. Мета, Ш. Мюнш, Одзава Сэйдзи, Г. Н. Рождественский.
Обширный репертуар Ж. Лорио включал 14 концертов, около 300 оркестровых и 250 камерных произведений с партиями волн Мартено (среди авторов: Ж. Бондон, Ж. Шарпантье, Р. Тесье, Т. Мюрай, А. Онеггер, П. Булез, А. Жоливе). Значительное место занимали сочинения О. Мессиана: «Турангалила-симфония» (в 1960–1990-х гг. Ж. Лорио осуществила 6 аудиозаписей этого сочинения), «Празднество прекрасных вод» («La Fête des belles eaux», 1937), «Три маленькие литургии божественного присутствия» («Trois petites liturgies de la présence divine», 1944), «Две монодии в четверть тона» («Deux Monodies en quarts de ton», 1938), фрагменты оперы «Святой Франциск Ассизский» («Saint François d'Assise», 1983).
В 1950 г. создала квартет волн Мартено (1950–1974), в 1974 г. – «Секстет Жанны Лорио» (1974–2001), состоявший только из исполнителей на волнах Мартено; написала для этого ансамбля 85 произведений.
Преподавала в «Эколь нормаль де мюзик» в Париже, «Схола канторум» и консерватории в Сен-Мор-де-Фосе. В 1987–1993 гг. опубликовала обширное пособие по игре на волнах Мартено («Technique de l'onde Electronic Type Martenot»). В 1970 г. сменила М. Мартено на посту профессора Парижской консерватории.
Среди работ Ж. Лорио в области кинематографа – записи саундтреков к фильмам «Лоуренс Аравийский» («Lawrence of Arabia», 1962, режиссёр Д. Лин) и «Безумный Макс» («Mad Max», 1979, режиссёр Дж. Миллер).