Лопатин Вячеслав Сергеевич
Лопа́тин Вячесла́в Серге́евич (31.7.1936 – 27.1.2023), советский и российский кинорежиссёр-документалист, сценарист, историк и археограф-любитель, литератор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995). Окончил Всесоюзный институт кинематографии по специальности режиссёр учебного фильма (1965; мастерская Б. А. Альтшулера, дипломная работа «Урок русского языка для иностранцев»).
По окончании института работал на Центральной студии научно-популярных и учебных фильмов в Москве, где поставил документальные картины о революционном движении [о жизни В. И. Ленина в эмиграции в 1909–1914 («Перед грозой», 1970), о Парижской коммуне 1871 («Vive la commune! = Да здравствует коммуна!») и передаче одного из знамён коммунаров в 1924 коммунистам Москвы («Знамя коммуны») (обе – 1971)], о движении декабристов и их восстании на Сенатской площади 1825 («Первенцы свободы», 1975), о внутрипартийной борьбе и формировании культа личности И. В. Сталина [«Другие и Сталин» (1989; также автор сценария), «Политбюро. Страницы истории» (вып. 1–15, 1989–1998, повествование охватывает 1917 – конец 1930-х гг.; также автор сценария)], о Наполеоне Бонапарте, его верном сподвижнике Л.-А. Бертье и наполеоновских войнах («Наполеон. Легенда о великом полководце», 1995; также автор сценария). Создал на студии ряд короткометражных учебных фильмов на самые разные темы для средних специальных и высших учебных заведений, в том числе «Москва – столица СССР» (1972, совместно с Л. Н. Чернявским), «Болезни пародонта», «Прекрасное. В поисках идеала прекрасного человека» (оба – 1982), «Печатание тканей» (1985), «Горы и горообразование» (1987), «Устройство и сборка кварцевых часов» (1988).
Во 2-й половине 1970-х гг. работал над созданием по своему сценарию, к 250-летию со дня рождения генералиссимуса А. В. Суворова, историко-публицистического фильма «Всегда непобедим остался», привлёк к работе Главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова (главный консультант) и генеалога Ю. Б. Шмарова (1898–1989). Однако отступил от общепринятой (партийной) линии в освящении ряда событий 2-й половины 18 в. (в частности, выказал явные симпатии в адрес генерал-фельдмаршала князя Священной Римской империи Г. А. Потёмкина-Таврического), за что дважды (1980, 1981) получил отрицательную оценку Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота [в итоге картина была запрещена к выпуску на экран, показана по телевидению только в 1991; отдельные материалы Лопатина использованы при подготовке на студии, под формальным руководством кинорежиссёра-документалиста А. М. Згуриди, альтернативного варианта фильма – «Отечества верный солдат» (1981, в титрах 1980); см.: Аппарат ЦК КПСС и культура. 2019. № 95. С. 483–485].
Увлёкшись историей России 2-й половины 18 в., подготовил к публикации в издательстве «Наука» письма А. В. Суворова (1986; под редакцией А. М. Самсонова) и переписку императрицы Екатерины II и Г. А. Потёмкина [1997; под редакцией историка-новиста и автора исторических романов С. Г. Десятскова (1936–2013)], несколько сотен писем впервые ввёл в научный оборот; снабдил оба издания подробными научными комментариями.
В монографии «Потёмкин и Суворов» (1992) впервые сопоставил и попытался «примирить» двух этих военных деятелей, а в исследовании «Потёмкин и его легенда» (2012) показал сложный процесс складывания и дальнейшей популяризации в литературе отрицательного образа генерал-фельдмаршала. Автор телевизионных художественно-публицистических фильмов «Тайный брак императрицы Екатерины Великой» (1994; научный консультант – Десятсков) и «Императрица Екатерина II Великая» (1998; 13 серий, сценарист и ведущий; режиссёр-постановщик Г. Л. Илугдин). Последовательно отстаивал факт тайного брака Екатерины II и Г. А. Потёмкина, первоначально определив дату венчания как 30 мая (10 июня) 1774 г., затем – 8(19) июня того же года (второй вариант получил широкое распространение в литературе и признание среди многих профессиональных историков). В острой полемике о годе рождения А. В. Суворова призывал оппонентов поверить самому полководцу и признать единственно возможным вариантом 1730 г.
Подвёл итог своим многолетним изысканиям по истории правления Екатерины II популярной биографией А. В. Суворова, выпущенной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» (2012, её 4-е издание – 2022), историческим романом, написанным в виде киносценария, «Потёмкин. Кинороман» (2016), и историко-документальной «Повестью о Потёмкине, князе Таврическом» (2018).
Среди других заметных исторических сочинений – «Дело Тухачевского. 1936–1937» (2021).