Ликофрон
Ликофро́н, Ликофрон Халкидский (Λυκόφρων ὁ Χαλκιδεύς) (конец 4 – 1-я половина 3 вв. до н. э.), древнегреческий поэт и филолог.
Происходил из Халкиды на о. Эвбея, жил в Александрии при дворе Птолемея II Филадельфа (из династии Птолемеев). Входил в т. н. александрийскую плеяду – группу из семи поэтов-трагиков эпохи эллинизма. Занимался каталогизацией рукописей комедиографов и выверял тексты комедий, хранившиеся в Александрийской библиотеке.
Автор трактата «О комедии» (Περὶ κωμῳδίας), ныне утраченного. Словарь Суда приводит заглавия 20 трагедий Ликофрона, из которых 16 соотносятся с традиционными названиями трагедий на мифологические сюжеты («Эдип», Οἰδίπους; «Лай», Λάϊος; «Пенфей», Πενθεύς; «Андромеда», Ἀνδρομέδα, и др.), а в четырёх предполагается историческое содержание: «Марафонцы» (Μαραθώνιοι), «Кассандрийцы» (Κασσανδρεῖς), «Сирота» (’Ορφανός) и «Союзники» (Σύμμαχοι). Ликофрон славился также как сочинитель анаграмм.
Единственное целиком сохранившееся произведение «Александра» (’Αλεξάνδρα) построено как монолог вестника, который пересказывает троянскому царю Приаму пророчества его дочери Кассандры, произнесённые ею в день отплытия Париса в Спарту: от похищения Парисом Елены до гибели Трои и описания судеб побеждённых и победителей. Текст включает эпизоды похода аргонавтов, изображение подвигов Тесея и Персея, побед Александра Македонского, прибытия Энея в Лаций, а также проиллюстрированное мифологическими и историческими примерами рассуждение о постоянстве вражды между Европой и Азией. «Александра» сочетает в себе черты драмы (повествование от первого лица, размер – ямбический триметр, объём в 1474 строки, примерно равный обычному объёму античной трагедии) и эпоса [отсутствие диалога и непосредственного действия, употребление постоянных («гомеровских») эпитетов, широкий охват мифологического материала]. Комментаторы определяют жанр произведения как «монодию» (Isaakiou kai Ioannou tou Tzetzou Scholia eis Lykophrona. Bd. 1. Lipsiae, 1811. P. 261) или «монодраму» (Wilamowitz-Moellendorff U. von. Hellenistische Dichtung in der Zeit des Kallimachos. Bd. 2. Berlin, 1924. S. 148): выходя за рамки традиции, «Александра» представляет собой результат жанрового эксперимента, возможно, один из первых образцов т. н. драмы для чтения. Строки из «Александры», наряду со стихами Еврипида и других трагиков, впоследствии были использованы при создании византийской драмы-центона «Христос страждущий».
Из-за стилистической и мифографической усложнённости, свойственной всей александрийской поэзии, «Александра» уже в античности требовала комментирования (первый обстоятельный комментарий создан в 1 в. до н. э. грамматиком Феоном), а её автор был назван «тёмным» (Стаций. «Сильвы» V. 3. 156).
Отдельные эпизоды произведения описывают, предположительно, события начала 2 в. до н. э. и относятся к истории Рима, что заставляет некоторых исследователей ставить под сомнение авторство Ликофрона Халкидского и выдвигать гипотезу о более позднем авторе, носившем такое же имя (McNelis. 2016. P. 11).