Леся Украинка
Ле́ся Украи́нка (Леся Українка, псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Лариса Петровна Косач-Квитка, Лариса Петрівна Косач-Квітка) [13(25).2.1871, Новоград-Волынский, Волынская губерния, ныне Житомирская область – 19.7(1.8).1913, климатический курорт Сурами, близ Боржоми, Тифлисская губерния, ныне посёлок городского типа, Хашурский муниципалитет, Грузия], украинская писательница.
Родилась в дворянской семье; получила домашнее образование. Первое стихотворение опубликовала в 1884 г. Принимала деятельное участие в революционной борьбе, была арестована; находилась под полицейским надзором. Во Львове вышли поэтические сборники «На крыльях песен» («На крилах пiсень», 1893), «Думы и мечты» («Думи i мрiї», 1899), «Отзвуки» («Вiдгуки», 1902), отмеченные революционными настроениями и отличающиеся разнообразием ритмики и строфики, богатством лексики и поэтических форм. Автор поэм «Роберт Брюс, король шотландский» («Роберт Брюс, король шотландський», 1894), «Старая сказка» («Давняя казка», 1896), «Изольда Белорукая» (1913).
В середине 1890-х гг. обратилась к драматургии; первая драма – «Голубая роза» («Блакитна троянда», создана в 1896, опубликована в 1908), направлена против этнографизма, присущего украинской драматургии тех лет. Драматические поэмы на исторические и мифологические сюжеты «Одержимая» («Одержима», 1901), «Вавилонский плен» («Вавiлонський полон», создана в 1903, опубликована в 1908), «На руинах» («На руїнах», создана в 1904, опубликована в 1908), «В катакомбах» (1905) проникнуты актуальной для начала 20 в. проблематикой (протест против покорности и смирения, призывы к борьбе с тиранией и др.). На основе волынского фольклора – драматическая феерия о любви «Лесная песня» («Лiсова пiсня», создана в 1912, поставлена в 1918; балет на музыку М. А. Скорульского, 1936, поставлен в 1946; опера на музыку В. Д. Кирейко, 1957; экранизация 1961), воплотившая противоречие между творческими устремлениями человека и будничной реальностью. Оригинальная трактовка образа Дон Жуана в драме «Каменный хозяин» («Камiнний господар», 1912); протест против «великодержавного шовинизма» – в драматической поэме «Оргия» (1913).
Среди других сочинений: литературно-критические статьи («Малорусские писатели на Буковине», 1900; «Новейшая общественная драма», 1901; «Утопия в беллетристике», 1906; и др.), переводы (в том числе Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, А. Мицкевича).
Её муж с 1907 г. – К. В. Квитка.
Имя писательницы носит Национальный академический драматический театр в Киеве.