Ленгуа
Ле́нгуа (от исп. lengua – язык; самоназвание ээнтлит, eentlit – люди), индейский народ в центральной части Парагвая. Живут в основном на севере департамента Пресиденте-Аес и на северо-востоке департамента Бокерон. Численность 15,5 тыс. человек (2012, перепись). Около 1,5 тыс. человек живут также в провинции Формоса на северо-востоке Аргентины [южные ленгуа – эншет (enxet)].
Свыше 90 % ленгуа говорят на языке ленгуа маскойской семьи; диалекты – северные [энлхет (enlhet), ээнтлит, вовак (vowak)] и южный (эншет). Письменность на основе латинского алфавита. Также говорят на гуарани и испанском языке. Большинство ленгуа – христиане (в основном меннониты, южные ленгуа – англикане).
Традиционная культура типична для индейцев области Гран-Чако. До 1930-х гг. сохраняли традиционную культуру.
Традиционные занятия – полукочевая охота (страусы нанду, олени; использовались бола), собирательство, рыболовство (при помощи запоров и плетёных корзин). Лагерь состоял из поставленных в ряд навесов, крытых камышовыми циновками.
Традиционная одежда – кожаные набедренная повязка и плащ, позднее шерстяная накидка. Мужчины носили красную шерстяную налобную повязку с геометрическим орнаментом из раковин или бисера, концы которой спускались на спину; ожерелья из раковин, лабретку в форме языка (отсюда название «ленгуа»). Практиковались татуировка и раскраска лица и тела. Для курения табака использовали деревянные и глиняные трубки.
Ленгуа, как и другие индейцы Чако, отличались воинственностью. Делились на экзогамные локальные группы, состоявшие из больших уксорилокальных семей (50–200 человек), имевших свои территории и названия; несколько локальных групп объединялись в эндогамную группу, периодически собиравшуюся для общественных и ритуальных целей. Во главе группы стоял вождь – глава доминирующей семьи, который часто был также шаманом. Счёт родства билатеральный с тенденцией к матрилатеральности. Система терминов родства бифуркативного или генерационного типа. Сиблинги классифицируются по относительному полу. Распространены текнонимия и некронимия (наименование людей в зависимости от их родственного статуса по отношению к умершим).
Покойников хоронили в земле в сидячем или скорченном положении, головой на запад; дом умершего (а иногда целое селение, где он жил) сжигался. Был развит шаманизм. Верили в пророческие сновидения. Практиковались женские инициации, во время которых юноши в масках изображали угрожавших девушкам духов. Если первым ребёнком была девочка, новорождённую убивали.
Согласно мифам, мир был создан огромным жуком, первые мужчина и женщина были склеены между собой до тех пор, пока жук не разъединил их; гром производится мифическими птицами; «безмятежный век» человечества закончился тогда, когда девочка ответила на зов духа дерева; мировой потоп, разрушивший изначально созданный мир, был вызван менструирующей девочкой, которая оскорбила водяного змея (радугу), подойдя к воде.
В конце 19 – начале 20 вв. южные ленгуа попали под влияние англиканских миссий. Земли северных ленгуа в 1920–1930-х гг. были захвачены немецкими колонистами-меннонитами. Современные ленгуа занимаются в основном земледелием (тыква, батат, кукуруза, сладкий маниок, табак; за плантациями ухаживают в основном мужчины) и животноводством (крупный рогатый скот, овцы, лошади), работают по найму на ранчо, изготавливают на продажу изделия кустарного промысла; добывают игуан и других ящериц, змей.
Небольшие группы южных ленгуа сохраняют традиционный образ жизни. Около ¼ северных ленгуа проживают в городах. Имеют организации, борющиеся за возвращение земель и социально-политические права: Координатор туземных лидеров Нижнего Чако (Coordinadora de líderes indígenas del Bajo Chaco), Региональная туземная федерация Центрального Чако (Federación Regional Indígena del Chaco Central), Организация общин северных энлхет (Organización del Pueblo Enlhet Norte).