Лантимос Йоргос
Ла́нтимос Йо́ргос (Γιώργος Λάνθιμος) (род. 27.9.1973, Афины), греческий кинорежиссёр. Лауреат многих международных кинопремий, номинант на премию «Оскар». Артхаусные фильмы Лантимоса получили признание среди широкой аудитории, а его картины «Клык» («Κυνόδοντας», 2009) и «Лобстер» («The Lobster», 2015) критики называют культовыми. Принадлежит к группе режиссёров «новой греческой волны».
Творческая биография
Окончив школу, Й. Лантимос обучался деловому администрированию, позднее отчислился, чтобы освоить профессию режиссёра. Первый опыт приобрёл на съёмках клипов для танцевальных трупп греческих хореографов. В 1990-х гг. работал над телевизионной рекламой, короткометражными фильмами, театральными постановками. Также был фотографом для глянцевых изданий.
Первый полнометражный проект, «Мой лучший друг» («Ο Καλύτερός Μου Φίλος», 2001), Лантимос снял вместе с греческим актёром и драматургом Л. Лазопулосом. Фильм пользовался популярностью среди местной публики, но не стал большим прорывом для режиссёра. В 2005 г. режиссёр выпустил фильм «Кинетта» («Κινέτα»), привлёкший внимание международной критики. Камерная драма, повествующая о том, как полицейский, горничная и фотограф расследуют убийство на обезлюдевшем греческом курорте, попала в программы Берлинского и Торонтского кинофестивалей и получила положительные отзывы прессы. Однако настоящий международный успех Лантимосу принесла его следующая картина – «Клык», представленная на Каннском кинофестивале, где фильм удостоился приза в программе «Особый взгляд». Фильм «Клык» завоевал множество наград на локальных европейских кинофестивалях. Наполненная жестокостью семейная драма, события которой происходят во вневременном греческом пригороде, привлекла внимание зрителей и критиков.
Психологическая драма Лантимоса «Альпы» («Άλπεις», 2011) посвящена служащей госпиталя, которая за определённую плату заменяет родственникам их умерших близких. Картина «Альпы» участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, но не получила главной награды, удостоившись награды «Золотая Оселла» за лучший сценарий.
Этапным в карьере режиссёра стал фильм «Лобстер» – первый проект Лантимоса, получивший международное финансирование и снятый на английском языке. Главные роли исполнили голливудские звёзды К. Фаррелл, Р. Вайс, О. Колман, Б. Уишоу, Дж. Райлли и Л. Седу. Международные критики приняли проект восторженно: фильм «Лобстер» получил приз жюри Каннского кинофестиваля, номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», номинацию на главную премию BAFTA, номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и многие другие награды. История об одиноком мужчине, отправившемся в отель, в котором клиентам обещают найти пару или превратить в выбранных ими животных, вызвала широкие дискуссии в медиа и соцсетях. Главная тема картины – одиночество и отчуждение – нашла отклик у массовой аудитории.
В следующей картине Лантимоса, «Убийство священного Оленя» («The Killing of the Sacred Deer», 2017), главную роль вновь исполнил Колин Фаррелл – в ансамбле с Н. Кидман, Б. Киоганом, Р. Кессиди и др. Тема насилия раскрыта в фильме через по-театральному условное, даже схематическое, воспроизводство структуры древнегреческой трагедии. В центре сюжета – история хирурга Стивена Мёрфи, действия которого привели к смерти отца юноши Мартина. Мёрфи отчаянно пытается искупить вину, однако попытки наладить отношения терпят неудачу, и вскоре Мёрфи понимает, что должен принести в жертву одного из членов собственной семьи. Фильм крайне положительно оценили профессиональные критики. Картина получила приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, а также была номинирована на множество европейских кинонаград.
В 2018 г. вышла историческая драма «Фаворитка» («The Favourite»), посвящённая романтическим взаимоотношениям королевы Анны Стюарт в исполнении О. Колман и её фрейлины, Абигейл Хилл, в исполнении Э. Стоун; Абигейл Хилл вышла из бедной семьи и стала баронессой. Фильм знаменовал очередной этап в карьере Лантимоса, поскольку в отличие от прежних его работ представлял собой пышную костюмную драму, исторический байопик, в котором автор отказался от минимализма прежних работ. За этот фильм режиссёр был удостоен награды «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале, сама лента была отмечена множеством премий, включая кубок Вольпи за лучшую женскую роль О. Колман. В 2019 г. Лантимос выпустил короткометражный фильм «Нимик» («Nimic»), главную роль в котором исполнил актёр М. Диллон. Фильм рассказывал историю виолончелиста, который встречает в метро копирующую его поведение девушку и пытается осмыслить свои взаимоотношения с ней как с двойником.
Следующий фильм Лантимоса – «Бедные-несчастные» («The Poor Things»), его релиз запланирован на сентябрь 2023 г. Главные роли в нём исполнили У. Дефо и Э. Стоун, вовлечённые в сложные семейные отношения, в которых молодая жертва домашнего насилия совершает самоубийство, после чего её спасают, пересадив мозг её же собственного нерождённого ребенка.
Стиль и темы творчества
Й. Лантимос уделяет много внимания сюжетам о людях, помещённых в герметичное пространство, которые ищут способа избежать своей участи. В фильмах режиссёр исследует интенсивность человеческих отношений и показывает, как могло бы выглядеть взаимодействие между людьми, оказавшимися в радикальной близости или отчуждении друг от друга. Для Лантимоса важна тема насилия, в которое погружены отношения между людьми. Едва ли не в каждой своей картине режиссёр натуралистично изображает насильственный, агрессивный характер социальных связей. Лантимос не эксплуатирует жестокие образы, но препарирует их, пытаясь показать зрителю изнанку состояний, в которых находятся семья, одинокие люди или влюблённые.
Философ А. В. Павлов включил фильм «Лобстер» в список наиболее важных культовых фильмов (Павлов. 2020). Павлов считает: вопреки распространённому мнению о том, что среди работ Лантимоса именно фильм «Клык» заслуживает статуса культового, картина «Лобстер» также достойна такого признания. Фильм «Лобстер» интересен смешением и деконструкцией жанров (в частности, ромкома) и критикой культуры человеческих отношений. Кроме прочего, Павлов отмечает и «странность» «Лобстера» (Павлов. 2020. С. 539–542), характерную для культового кинематографа.
Й. Лантимоса относят к режиссёрам «новой, странной греческой волны» – группы артхаусных кинематографистов, нарушающих жанровые конвенции (Kutlu. 2021). Исследователь творчества Лантимоса – Тугче Кутлу полагает, что режиссёр в своих фильмах пытается переосмыслить наследие М. Фуко и понятие дисциплинарной власти.
Кинокритик А. Мигурский обращается к социально-философскому прочтению картины «Клык». Мигурский полагает, что считать фильмы Лантимоса антиутопиями некорректно, поскольку режиссёр не критикует современность, но старается обезличить её, чтобы разыграть собственную философскую драму. Мигурский писал о радикальной телесности этой работы режиссёра, а также об описании динамики тоталитарных родительских отношений (Мигурский. 2022. С. 230–235). Телесность данной картины подчёркивают и другие исследователи (Koutsourakis. 2012). Некоторые сравнивают арт-кино Лантимоса с творчеством С. Кубрика, утверждая, что отношение обоих режиссёров к телу и к выстраиванию кадра можно считать родственным (Gutman. 2020. P. 87–100).