Гражданское неповиновение
Гражда́нское неповинове́ние, формы и стратегии политического поведения, связанные с публичным, ненасильственным и осознанным нарушением закона с целью общественного давления на правительство, ради частных политических реформ в законодательстве либо для радикальной смены политического курса в целом. Гражданское неповиновение может выражаться в пассивном сопротивлении и отказе подчиняться несправедливым законам и указам правительства либо в активном социальном действии, связанном с неисполнением законодательства страны, которое, по мнению протестующих, является аморальным или нарушающим права и свободы граждан. Гражданское неповиновение отличается от более радикальных форм выражения протеста, среди которых бунт, восстание или любая иная политическая активность, предполагающая насилие. Основная цель гражданского неповиновения – призыв правительства к обсуждению острых социально-экономических, политических и культурных вопросов, которые оказались в проблемном поле и нуждаются в повторном обсуждении с учётом новых обстоятельств.
Автором идеи гражданского неповиновения является американский писатель и общественный деятель Г. Торо. В эссе «О гражданском неповиновении» («On Civil Disobedience», 1849) он критиковал американскую систему налогообложения, действия правительства, а также задавался рядом вопросов, ставших впоследствии ориентиром для дальнейшей практики гражданского неповиновения. Яркими примерами реализации гражданского неповиновения стало общественное движение под руководством М. Л. Кинга против дискриминации прав чернокожих в США, а также деятельность М. К. Ганди, направленная против колониальной политики Великобритании в Индии. В современной истории опыт гражданского неповиновения связан, например, с мирными протестными акциями в Гонконге (стремление получить полноценные избирательные права; Тай. 2016) и др.
Гражданское неповиновение может выражаться в мирных демонстрациях и митингах, шествиях и пикетах, а также в демонстративных голодовках, блокировке транспортных развязок, неофициальных референдумах и других формах гражданской активности, которые не предполагают насилие и могут способствовать достижению цели. Для гражданского неповиновения характерен сознательный отказ от подчинения несправедливым, с точки зрения участников движения, законам, а также определённая регламентация поведения участников протестных акций. Так, один из организаторов массовых протестов в Гонконге 2014 г., общественный деятель Б. Тай в своём манифесте «Гражданское неповиновение – сильное оружие» сформулировал следующие принципы эффективной реализации гражданского неповиновения: большая единовременная численность участников движения; обязательные письменные соглашения участников акции, описывающие цели протестных акций; мобилизация лидеров общественного мнения; обеспечение информационной поддержки с помощью Интернета и СМИ (Тай. 2016). Подчёркивается ненасильственный характер протеста, исключающий причинение прямого вреда жизни и любым формам собственности. В частности, в указаниях к проведению акции в Гонконге есть такие рекомендации, как движение людей только при красном свете светофора для машин, что обеспечивает безопасность как для участников, так и для третьих лиц.
Отношение к феномену гражданского неповиновения в контексте социально-философских дискуссий варьируется от радикального отрицания подобной формы поведения в правовых государствах, утверждающих верховенство закона (в рамках либеральной трактовки) до признания за ним «политически безобидной буржуазной формы протеста» (Celikates. 2016), неспособной существенно повлиять на государственную политику (в левых политических интерпретациях). Однако действия различных меньшинств, чьи права ущемляются и чьи позиции по разным вопросам при этом не учитывает существующее законодательство, ясно свидетельствуют о том, что гражданское неповиновение является популярной формой ненасильственного мирного протеста, направленного на изменение существующих политических и правовых норм.
Классическая интерпретация гражданского неповиновения – концепция идеолога социального либерализма Дж. Ролза, заявленная в рамках его «теории справедливости». По его мнению, гражданское неповиновение возможно при соблюдении трёх условий: 1) оно представляет собой реакцию на случай существенной и явной несправедливости; 2) осуществляется лишь в крайнем случае; 3) предполагает координацию политических действий с другими меньшинствами, стремящимися к политическому самоопределению (т. к., по Ролзу, большинство в демократических обществах принимает существующий политико-правовой порядок). Объясняя мотивацию и цель гражданского неповиновения, Ролз говорит, что «человек апеллирует к чувству справедливости большинства сообщества и заявляет о том, что, в соответствии с его обдуманным суждением, принципы социальной кооперации между свободными и равными людьми не соблюдаются» (Ролз. 1995. С. 321). Ролз считает гражданское неповиновение оправданным тогда, когда происходят серьёзные нарушения обоих принципов справедливости, разработанных им в работе «Теория справедливости», а именно принципа равной свободы и принципа формального равенства возможностей.
В современной политической теории ведутся дискуссии о возможностях и границах гражданского неповиновения в демократических обществах. Гражданское неповиновение связывают с текущим политическим дискурсом и моральной позицией индивида (или социальной группы), которая может не совпадать с общим представлением о справедливости. Бытовой расизм, недостаточная юридическая защищённость мигрантов или, напротив, бездеятельность властей при нарушении мигрантами установленных в стране пребывания норм поведения, могут быть фактором, стимулирующим возникновение гражданского неповиновения. Моральное ощущение несправедливости в тех или иных социальных группах или у отдельных лиц может свидетельствовать о недостаточности существующих законов и о наличии потребности в их переработке. В частности, немецкий философ Р. Драйер предлагает формулу морального оправдания ненасильственному протесту в контексте теории «основных прав», зафиксированных во «Всеобщей декларации прав человека». Таким образом, группы людей, совершающие нарушение несправедливых, с их точки зрения, законов по по морально-политическим мотивам, с целью изменения законодательства, имеют, как считают участники акций в контексте гражданского неповиновения, моральное право на подобные действия, опираясь на идею равного доступа к правам и свободам для всех граждан.