Курандеро
Куранде́ро (исп. curandero; от curar – лечить), в странах Латинской Америки (Мексика, Гватемала, Белиз, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор, Панама, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили) – целитель, занимающийся диагностикой и лечением болезней, а также предсказанием будущего и поиском пропавших вещей с помощью гадания, «вызова духов» и препаратов, приготовленных из трав и животных. Традиция обращения к курандеро распространена также в диаспорах, образованных выходцами из стран Центральной и Южной Америки (прежде всего, в США).
В представлениях коренных народов Латинской Америки о роли курандеро и лечебных практиках прослеживаются параллели с шаманизмом, предположительно восходящие к общему культурному субстрату, объединяющему аборигенов Сибири и Америки. Целительством могут заниматься как мужчины, так и женщины, выбранные для этой цели духами. В Мексике и Центральной Америке эти духи часто рассматриваются как нагуали – двойники человека в облике животных, они являются покровителями целителей. Нередко профессия курандеро носит наследственный характер.
Первые письменные свидетельства о профессиональных целителях среди индейских народов региона встречаются в сообщениях испанских конкистадоров и миссионеров в 16 в. В 16–19 вв. католическая церковь пыталась бороться с традиционным целительством с помощью проповедей, запретов, уничтожения предметов культа и репрессий против целителей. Тем не менее традиционное целительство сохранилось среди индейских и метисных народов Латинской Америки вплоть до современности, вобрав в себя часть атрибутов христианского культа, например почитание креста и христианских святых, часто отождествляемых с местными божествами и духами. В 21 в. католическая церковь в целом придерживается либо сдержанно негативной, либо нейтральной позиции по отношению к курандеро, рассматривая их практики как суеверие.
Обычно признаки избрания человека духами для целительства и общения с ними появляются ещё в детстве. К ним часто относят необычные сны, видения и внезапную тяжёлую болезнь, которая также быстро проходит. Излечение от болезни означает, что целитель или целительница приняли свой дар. Часто в этот период курандеро обретает своего нагуаля. В Перу, Боливии и Эквадоре курандеро становятся люди, пережившие удар молнии, что также считается знаком избранничества духов гор. В дальнейшей жизни курандеро находится в постоянном общении с окружающими его духами природы, которым периодически делает приношения (офренда). Отношения с другими целителями могут быть как доброжелательными или нейтральными, так и враждебными. В фольклоре народов Мексики постоянно встречается сюжет о соперничестве курандеро и их попытках погубить конкурента, наслав на него порчу. Соперничающие курандеро могут нанести вред и своим общинам с помощью магии, вызывая болезни, неурожаи и стихийные бедствия.
Курандеро занимаются лечением всех болезней, в особенности тех, которые считаются происходящими от вторжения в тело «дурного воздуха» (мал айре) или сглаза. У некоторых народов Мексики, Колумбии, Эквадора, Перу во время сеанса лечения курандеро принимает снадобья из растений и грибов-галлюциногенов (кактусов Lophophora williamsii, Echinopsis lageniformis, Echinopsis pachanoi, тропической лианы Banisteriopsis caapi и грибов рода Paneolum) с тем, чтобы войти в транс и свободно общаться с духами. Основными способами лечения курандеро являются очистительные ритуалы – лимпии, направленные на изгнание из тела пациента мал айре с помощью настоев трав, окуривания ароматными смолами и пучков веток. При этом сам «источник болезни» может быть помещён в определённый предмет, который затем выбрасывается за пределы жилого пространства. В некоторых случаях курандеро используют ассистентов, которыми могут быть их родственники и ученики.
В 21 в. курандеро занимаются целительством не только в сельской местности, но и в городах. Их услуги особенно востребованы беднейшими слоями населения, не имеющими доступа к современной медицине. Наряду с этим среди представителей городской интеллигенции, а также иностранных туристов существует значительный интерес к лечебным практикам курандеро как к одной из форм альтернативной медицины.