Движение Джона Фрума
Движе́ние Джо́на Фру́ма, фрумисты, (карго-)культ Джона Фрума (англ. John Frum movement; бислама: John Brum Movement), религиозное движение, возникшее в ходе процессов аккультурации на о. Танна (Вануату) в середине 20 в. Одно из четырёх наиболее подробно изученных исследователями движений подобного рода (карго-культов).
Французский антрополог М. Табани связывает исходный миф с мысом Грин-Пойнт (юго-западная часть Танны), гаванью, где бросали якорь корабли Дж. Кука (1774) и В. М. Головнина (1809). Именно здесь, согласно преданиям, появились первые свидетельства о Джоне Фруме в 1930-х гг.
В 1942 г., после появления на острове американских морских пехотинцев, разговоры о Джоне Фруме (Джоне Бруме; John Froom, John Broom) вновь набрали силу. Согласно легендам, Джон Фрум был белым американским военным, который таинственным образом появлялся из леса и рассказывал старейшинам о необходимости придерживаться традиций (кастом), а также предсказывал скорое прибытие богатств: вещей промышленного производства, которые будут иметься в изобилии на острове (карго). Символом веры в слова этого существа должен был быть флаг, поднятый жителями в деревне. 15 февраля 1957 г. два полотнища красного цвета были водружены на флагштоках в деревне Салфер-Бей на востоке о. Танна. До настоящего времени это ключевая памятная дата сторонников движения. Со временем неотъемлемой частью этого праздника стал театрализованный парад «армии Танны» – местных мужчин, одетых в джинсы, украшенных надписью USA TA (USA Tanna Army) на спине и на груди, несущих винтовки из бамбука. Уже в 1960-х гг. символом движения вместо красного полотнища стал американский флаг. Первыми харизматическими лидерами движения были т. н. «пророки» Томи Нампас, Манехеве, Никелес.
Первоначально карго представлялось в виде консервов, которые должны были упасть на остров с неба. В 1970-х гг. появилось представление о том, что карго посылается самолётами, а для того чтобы получить его, надо строить взлётно-посадочные полосы с макетами самолётов из тростника и листьев. Именно этот аспект движения стал известен всему миру благодаря средствам массовой информации и лёг в основу пренебрежительного названия «культ самолётопоклонников». В 2000-х гг. понятие «карго» уже не занимало центрального места в идеологии. Считалось, что карго – это деньги, туристы и товары, которые прибывают на остров и создают важное подспорье для существования местных жителей.
После «славного двадцатилетия» движения Джона Фрума (1980–2000) настало время идейного упадка. Раскол был усилен катаклизмом 2 мая 2000 г.: воды горного озера Сиви, расположенного над деревней Салфер-Бей (другое название Ипикель) промыли берега, сметая на пути леса, сады и строения. Значительная часть огородов деревни оказалась уничтожена. Центральной фигурой движения стал новый харизматический лидер, «пророк», как он сам себя называл, Фред Нассе. Он заявил, что якобы предсказывал это событие. Катастрофа Сиви должна была стать первым из серии «удивительных событий». Вторым предсказанием было переселение жителей Салфер-Бей в горы, третьим – временное прекращение извержений вулкана Ясур, четвёртым – отсутствие штормов в течение 5 лет, и, наконец, пятым – прекращение почитания флага США.
После 2000 г. последователи Фреда Нассе ушли в горы (ближе к вулкану Ясур), где они построили новую деревню под названием Новый Иерусалим. Она воспринималась как символический ковчег (бислама: niko blo Noa – пирога Ноя). Около 2005 г. часть последователей движения во главе со старейшиной Айзеком Ваном ушли из Нового Иерусалима и обосновались на площадке на 100 м выше, создав деревню Ламакара. Это крыло можно условно назвать радикалами, или пуристами, которые пытаются возродить исконные традиции движения 1940-х гг. Примерно две трети жителей вернулись обратно на побережье в деревню Салфер-Бей. Они образовали ортодоксальное крыло движения, сохраняющее традиции 1970–1980-х гг. Наконец, оставшиеся сторонники Фреда Нассе переселились ближе к деревне Грин-Пойнт. Их можно назвать «обновленцами», или «реформаторами». Они считают, что Иисус Христос и Джон Фрум – одно и то же лицо. Название этого крыла – «Единство» (бислама: Uniti). Оно предполагает объединение населения, расколотого христианством и традиционными движениями, а также консолидацию народностей Вануату в единую нацию.
Идеи участия в политической жизни, создания единой нации, освоения европейских знаний одновременно с сохранением местных традиций являются ключевыми для движения в 21 в. Наиболее явно они присутствуют в выступлениях Фреда Нассе, однако занимают важное место и в других направлениях.
Современные сторонники движения по-прежнему верят в особую мудрость, полученную в середине 20 в. от таинственного Джона Фрума, которая позволяет им успешно реагировать на вызовы современности. С течением времени основное содержание движения менялось от ожидания груза (карго), борьбы с колониальными властями к построению единой нации и формированию общегосударственной культуры, основанной на обычае (кастом). В 21 в. фрумисты всё больше обретают черты общественно-политического движения («фрумистский электорат»). Они проживают на о. Танна, ближайших островах провинции Тафеа, а также на столичном о. Эфате.
В 21 в. культ Джона Фрума продолжает своё существование, чем отличается от ряда других известных карго-культов, которые имели ограниченный период существования: движения Тука (конец 19 в.), движения «безумие Ваилалы», культа таро (начало 20 в.), движения Мамбу (1930–1950-е гг.), движения Яли (1940–1970-е гг.), культа Ку (1950-е гг.). К 1970-м гг. все они пришли в упадок. Исключение составляет, наряду с движением Джона Фрума, возникшее в 1960-х гг. и существующее до настоящего времени движение Филиппа II, герцога Эдинбургского, которое также имеет сторонников на о. Танна.
Движение Джона Фрума было и до настоящего времени остаётся объектом изучения ряда учёных-антропологов. Первое исследование было опубликовано в 1956 г. французским антропологом Ж. Гиаром. В 1993 г. американский антрополог Л. Линдстром опубликовал книгу «Cargo cult: strange stories of desire from Melanesia and beyond» («Карго-культ: странные истории желаний из Меланезии и не только»), в которой применил к тематике исследований карго-культов (на примере движения Джона Фрума) метод культурной критики и интерпретативный подход, сместив фокус внимания с практик меланезийцев на тексты писавших об этом авторов (Ж. Гиара, П. Уорсли, а также многочисленных журналистов). Наконец, современный французский социальный антрополог М. Табани занимается изучением конкретных проявлений движения Джона Фрума в 21 столетии: использование Интернета сторонниками движения, влияние событий 11 сентября 2001 г. (террористический акт в Нью-Йорке вызвал появление новых историй, отождествляющих Усаму бен Ладена с Дж. Фрумом) на мифологию движения, политическое измерение движения и т. д.