Корвет
Корве́т (франц. corvette, от лат. corbita – корабль), 1) военное судно парусного флота 17–19 вв., предназначавшееся для разведки, посыльной службы или крейсерских действий. Первоначально корвет представлял собой одномачтовый бот водоизмещением 150–200 т; в 1-й половине 18 в. – двухмачтовое, а затем трёхмачтовое судно с прямым парусным вооружением водоизмещением 400–600 т. Корвет имел облегчённую конструкцию с одной открытой палубой для орудий (до 30 стволов), по своим размерам и вооружению занимал промежуточное положение между парусным фрегатом и бригом. В России парусные корветы появились в конце 18 – начале 19 вв. Всего на отечественных верфях было построено 26 военных судов этого класса, ещё 5 закупили за границей, а 4 были захвачены у неприятеля.
В период перехода от парусного к паровому флоту в середине 19 в. появились парусно-винтовые корветы с паровым двигателем и винтовым движителем водоизмещением 800–3500 т, со скоростью до 14 уз (26 км/ч), с открытыми (20–32 орудия) или закрытыми (14–24 орудия) батареями. В России строительство винтовых корветов с деревянными корпусами началось в 1855 г. В качестве вспомогательного движителя они несли облегчённый рангоут с прямым парусным вооружением. С 1860-х гг. началось строительство корветов с железными корпусами. Корабли с броневой защитой относились к классу броненосных корветов. С введением в российском флоте в 1892 г. новой классификации кораблей класс корветов был упразднён, а все оставшиеся в строю военные суда отнесены к подклассу «крейсер I ранга». Всего для российского флота было построено 32 винтовых и броненосных корвета. Во время самостоятельных плаваний паровые корветы интенсивно привлекались к проведению научных географических и гидрографических исследований (в том числе в российском флоте: экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая, С. О. Макарова и др.).
2) Эскортный корабль специальной постройки. С началом Второй мировой войны возникла острая необходимость в массовом строительстве кораблей для обеспечения противолодочной (ПЛО) и противовоздушной (ПВО) обороны трансатлантических конвоев, несения дозорной службы. Класс корветов возродился в Военно-морских силах (ВМС) Великобритании в 1939 г., когда 112 эскортных шлюпов, построенных ранее для колониальной службы, были переклассифицированы в корветы. Кроме того, велось строительство корветов других типов водоизмещением 500–1600 т, со скоростью 16–20 уз (30–37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра 76–102 мм и зенитные автоматы калибра 20–40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы. Корабли были оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. Наибольшую известность получили корветы типа «Флауэр» (англ. Flower class), сыгравшие важную роль в Битве за Атлантику (1939–1945) и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для русских является танк Т-34. Всего для ВМС США, Великобритании и Канады было построено 267 корветов этого типа. В послевоенные годы корветы строить перестали. Их функции были переданы эскадренным миноносцам с противолодочным вооружением.
3) Многоцелевые корабли ближней морской зоны. Строительство корветов возобновилось в середине 1960-х гг. Они стали оснащаться ракетным оружием, что привело к их трансформации из кораблей ПЛО в универсальные корабли сопровождения. Наиболее интенсивно строительство корветов осуществлялось в 1980-х гг. К середине 1990-х гг. во флотах разных стран насчитывалось до 150 корветов. Вместе с тем поскольку национальные ВМС многих стран имеют собственную официальную классификацию боевых кораблей, то в них корветами именуются весьма различные по составу вооружения и решаемым задачам корабли. К корветам часто относят как сравнительно крупные ракетные катера, так и патрульные корабли экономической зоны, которые проектируются по стандартам коммерческого судостроения, но в случае необходимости имеют возможность довооружения. Термин «корвет» для классификации военных кораблей применяется в ВМС Аргентины, Бразилии, Испании, Италии, Турции, Швеции, ЮАР и др.
Современные корветы выполнены по стелс-технологии, имеют водоизмещение от 600 до 3500 т, скорость до 35 уз (64,2 км/ч), дальность плавания до 4000 миль (7410 км). Вооружение: 4–8 противокорабельных ракет с дальностью стрельбы до 280 км, зенитно-ракетные комплексы малой дальности, реактивные бомбомёты, 2–6 торпедных аппаратов, автоматические артиллерийские установки, подкильные и буксируемые гидроакустические станции, боевые информационные системы, многофункциональные радары, беспилотные летательные аппараты, вертолёты. Корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Среди зарубежных кораблей этого класса наиболее современными являются корветы типов: «Брауншвайг» (часто упоминается «Брауншвейг», ФРГ), «Каморта» (Индия), «Висбю» (Швеция), «Тоцзян» (другое название «Туо Чианг», Тайвань), «Хейбелиада» (Турция), «Эйлат» (Израиль), «Дипонегоро» (Индонезия), «Тип 056» класса «Цзяндао» (КНР).
В классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота (ВМФ) СССР класс (подкласс) корветов отсутствовал. По аналогии с тактико-техническими характеристиками, вооружением и задачами, решаемыми иностранными корветами, к ним можно было относить советские малые противолодочные, ракетные и сторожевые корабли ближней морской зоны. В российском ВМФ для многофункциональных кораблей нового поколения в 2015 г. введён подкласс многоцелевых кораблей 2 ранга ближней морской зоны – корветов. Головным корветом стал «Стерегущий» проекта 20380, заложенный в 2001 г. как многоцелевой сторожевой корабль и вошедший в состав Балтийского флота в 2008 г. В последующем были построены корабли других модификаций этого проекта.