Концепция информационной безопасности Союзного государства
Конце́пция информацио́нной безопа́сности Сою́зного госуда́рства, систематизированное изложение целей, задач, принципов построения, организационных и технических аспектов эффективного функционирования информационной инфраструктуры государств-участников и защищённости от деструктивных воздействий на их информационные ресурсы. Утверждена 22 февраля 2023 г. постановлением Высшего Государственного совета Союзного государства. Главной целью документа является защита в информационной сфере национальных интересов государств – участников Договора о создании Союзного государства.
Правовую основу настоящей концепции составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Беларусь, Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., законодательные и другие нормативные правовые акты национальных законодательств в области обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.
Документ определяет основы для согласованной государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также выработки мер по совершенствованию систем обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь – участников Договора о создании Союзного государства (далее – государства-участники).
Приведено общее понимание информационной безопасности и подчёркнуто, что информационная безопасность каждого из государств-участников непосредственно влияет на состояние информационной безопасности Союзного государства, поэтому документ адресован руководителям и специалистам государственных органов и организаций, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере на территории государств-участников, а также зарубежных стран в интересах государств-участников. Констатируется, что развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и расширение областей их применения, являясь значимым фактором социально-экономического развития Союзного государства России и Белоруссии, сопровождается возникновением угроз его информационной безопасности, в числе которых особо выделены:
использование ИКТ в агрессивных и иных враждебных целях для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности;
увеличение количества компьютерных атак на информационные ресурсы государств-участников, большая часть которых осуществляется с территорий иностранных государств;
наращивание разведывательной и иной деструктивной деятельности в российском и белорусском информационном пространстве со стороны специальных служб иностранных государств;
распространение недостоверной и искажённой информации в целях дестабилизации общественно-политической ситуации на территории государств-участников;
осуществление деструктивного информационного воздействия, направленного на разрушение и дискредитацию культурных и традиционных духовно-нравственных ценностей народов России и Белоруссии, национальной самобытности, искажение исторической правды.
Система обеспечения информационной безопасности Союзного государства предполагает проведение комплекса политических, правовых, социально-экономических, организационных, технических и иных мер по прогнозированию, предотвращению, обнаружению и защите от информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, который позволяет обеспечить устойчивое функционирование и развитие национальной и союзной информационной инфраструктуры. Концепцией определено, что указанные меры реализуются государственными органами во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями государств-участников, в том числе на основе государственно-частного партнёрства.
Целью обеспечения информационной безопасности Союзного государства является защита национальных интересов государств-участников в информационной сфере на основе формирования и устойчивого развития единого безопасного информационного пространства Союзного государства. Предполагается, что достижение указанной цели должно осуществляться путём решения следующих задач:
проведение согласованной государственной информационной политики государств-участников;
повышение защищённости и устойчивости функционирования информационной инфраструктуры государств-участников, прежде всего критически важных объектов;
предотвращение и отражение деструктивного информационно-технического воздействия на информационные ресурсы государств-участников;
предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
защита конституционных прав российских и белорусских граждан в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности их персональных данных;
обеспечение технологической независимости путём развития совместного научного и производственного потенциала Союзного государства в сфере ИКТ, искусственного интеллекта, в том числе с помощью трансфера и освоения недостающих технологий, а также разработки и реализации актуальных программ подготовки профильных специалистов;
развитие средств массовой информации Союзного государства, а также создание новых медиаплатформ, ресурсов и сервисов сети Интернет, входящих в юрисдикцию государств-участников и отвечающих интересам Союзного государства;
защита российского и белорусского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России и Белоруссии и др.
Решение указанных задач возлагается на силы обеспечения информационной безопасности – государственные органы, подразделения и должностных лиц государственных органов и организаций, уполномоченных на решение задач по различным аспектам обеспечения информационной безопасности, субъекты негосударственного сектора в рамках государственно-частного партнёрства (а также на граждан России и Белоруссии), действующие в соответствии с национальными законодательствами государств-участников.
Предусмотренные концепцией меры обеспечения информационной безопасности Союзного государства реализуются в рамках программ Союзного государства, государственных программ вооружения и государственных программ в области обеспечения национальной безопасности государств-участников, межгосударственных программ взаимодействия государств-участников по вопросам совместного обеспечения информационной безопасности, а также целевых и отраслевых программ и планов государственных органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории государств-участников. В этих целях союзники планируют создать единую информационную инфраструктуру (Совет Безопасности Республики Беларусь заявил, что Минск и Москва создадут план сотрудничества по инфобезопасности), также учреждение союзного центра информационного противоборства, который бы пресекал любые поползновения применить информационно-психологическое оружие против Белоруссии и России и обеспечивал безопасность информационной инфраструктуры Союзного государства.
В международном информационном пространстве государства-участники, согласно концепции, осуществляют свою деятельность в интересах социального и экономического развития исходя из задач поддержания международной и региональной безопасности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством. В частности, по итогам состоявшихся 7 июня 2023 г. в Минске консультаций аппаратов советов безопасности Белоруссии и России было заявлено о разработке плана реализации направлений двустороннего сотрудничества в области международной информационной безопасности.