Константин Родосский
Константи́н Родо́сский (Константин Родий, Κωνσταντῖνος ὁ ῾Ρόδιος) (между 870 и 880, Линдос, о. Родос – после 944, место смерти неизвестно), византийский поэт.
Биография восстанавливается фрагментарно на основании скудных автобиографических указаний в его собственных произведениях и в сообщениях хронистов Симеона Логофета, Продолжателя Феофана, Продолжателя Георгия Монаха и Иоанна Скилицы. Имя Родий (т. е. выходец с о. Родос) встречается в источниках эпохи неоднократно, однако с достоверностью утверждать, что речь идёт об одном и том же лице, нельзя. Один «Родосец» в последние годы царствования Льва VI Мудрого служил нотарием (секретарём) при влиятельном евнухе Самоне и написал памфлет против его недруга евнуха Константина (не сохранился). В 927 г. некий «царский клирик Константин Родий» участвовал в заключении мирного договора между императором Романом I Лакапином и болгарским царём Петром и в составе византийского посольства посещал Месемврию (Месембрию; ныне Несебыр, Болгария).
Около 909–910 гг. Константин Родосский обрушился с поэтической сатирой на Льва Хиросфакта, которого современники обвиняли в чрезмерном увлечении античной философией и колдовстве (оригинальное название сатиры не сохранилось; в русском переводе 2017 «На Льва Хиросфакта»). Вступил в ямбическую пикировку с евнухом Феодором Пафлагоном (дата неизвестна). Его инвективы в духе Аристофана отличает обильное использование неологизмов.
Эпиграммы дошли в составе 15-й книги Палатинской антологии; одна из них написана гекзаметром и создана по случаю принесения поэтом в дар храму Пресвятой Богородицы в Линдосе распятия (между 15 мая 908 и 11 мая 912), другая написана ямбом и предназначалась для мозаики с изображением Богородицы в том же храме. Некоторые разделы Палатинской антологии, предположительно, написаны рукой Константина Родосского; кроме того, ему принадлежат редакторские поправки к другим разделам (т. н. писец J в рукописях Palatinus 23 и Parisinus Suppl. graecus 384). Возможно, он был заказчиком рукописи.
Пространное ямбическое описание (экфрасис) семи чудес Константинополя и церкви Святых Апостолов – уникальный источник сведений по топографии средневекового Константинополя, истории византийской архитектуры и монументального искусства. В числе достопримечательностей, описанных в поэме: конная статуя Юстиниана I на площади Августеон, порфировая колонна Константина Великого, здание сената на форуме Константина, статуя с крестом на площади Филадельфион, павильон Анемодулий, статуя Феодосия I на форуме Быка и колонна Аркадия на холме Ксиролоф. Экфрасис посвящён Константину VII Багрянородному, но создан до начала его самостоятельного правления, между августом 931 г. и декабрём 944 г. Отдельные части поэмы были написаны и представлены малолетнему Константину VII в более ранний период (913–919). Вероятно, произведение осталось незаконченным, чем может объясняться наличие в тексте многочисленных повторов и противоречий.
Предположительно, создал сочинение о семи чудесах света, которое на рубеже 11–12 вв. использовал Георгий Кедрин (не сохранилось).