Консервативный феминизм
Консервати́вный фемини́зм, ряд идеологических формаций внутри современного феминистского движения, занимающих сравнительно консервативные позиции относительно таких тем, как сексуальность, семья, репродуктивные права, гендерная идентичность, роль рынка и государства в обществе. Консервативные феминистки могут выступать за ограничение абортов, поддерживать семейные ценности, осуждать коммерческий секс, придерживаться националистических или антимигрантских убеждений, одновременно утверждая необходимость равенства прав между мужчинами и женщинами и критикуя существующий дисбаланс власти между ними. Кроме тех направлений феминистского движения, которые сами относят себя к консервативному политическому спектру, элементы консервативной идеологии могут содержаться и в других течениях, в том числе в радикальном, либеральном или левом феминизме.
Несмотря на то, что феминизм и консерватизм принято рассматривать как противоположные политические позиции, по мере своего развития и взаимодействия друг с другом, а также с «внешним миром» и другими идеологиями произошла их частичная гибридизация внутри отдельных феминистских и консервативных течений, а также сближение по ряду вопросов. Примером гибридных форм феминистских и консервативных позиций может служить антимигрантский, или националистический феминизм в ряде стран Западной Европы или христианский феминизм в США. Европейский фемонационализм выстраивается вокруг поддержки так называемых «прогрессивных» идей и практик, направленных на достижение гендерного равенства как в публичной, так и в частной сферах. Вместе с тем его деятели требуют ужесточить контроль за миграцией в Европу; это требование направлено прежде всего против мигрантов-мусульман, которые рассматриваются как носители патриархальных ценностей и угроза для прогрессивного гендерного порядка, сложившегося в европейских странах (Farris. 2017; Ticktin. 2008). Подобные формы консервативного феминизма существуют и в России: их представляют, например, известная писательница, телеведущая и феминистка М. И. Арбатова, а также правая феминистская онлайн-группа «Right Girls», выступающие за ограничение миграции.
Христианский феминизм в США основан на представлении о равенстве прав и возможностей мужчин и женщин во всех сферах (включая религиозную), сочетающемся с такими элементами традиционно консервативной морали, как осуждение абортов; представление о мужчинах и женщинах как сущностно различных существах, обладающих разным набором свойств; высокая оценка значимости семьи и критика внебрачных проявлений сексуальности. Сочетание консервативных и феминистских убеждений также характерно для некоторых представительниц Республиканской партии в США и Консервативной партии в Британии.
Различные направления феминизма и консерватизма могут сближаться по отдельным вопросам. Например, как радикальные феминистки, так и консервативные организации выступают против коммерческого секса и порнографии и поддерживают одни и те же законодательные ограничения в их отношении. Трансэксклюзивные радикальные феминистки и консервативные движения также сходятся в убеждении о неизменности и биологической детерминированности гендерной идентичности и критическом отношении к трансгендерности. Трансэксклюзивный феминизм и феминизм против коммерческого секса представлены и в российском феминизме (Kirey-Sitnikova. 2016; Жайворонок. 2018).
Э. Бернстейн идентифицирует в качестве консервативной тенденции внутри мейнстримного феминизма в США его ассимиляцию с неолиберализмом, поддержку пенитенциарной системы и отказ от претензий на масштабное переустройство общества, к которому призывали активистки в 1960–1970-х гг. (Бернстайн. 2020). В. Брайсон рассматривает некоторые положения либерального феминизма – например, требование сокращения различных социальных программ, направленных на поддержку низкоресурсных групп, в качестве консервативного элемента этого движения, т. к. они приводят к усилению разных видов неравенства, включая и гендерное (Bryson. 2010). Обе исследовательницы считают, что развитие консервативных тенденций внутри феминизма необходимо рассматривать в контексте анализа неолиберальных режимов, снимающих функцию поддержки населения с государства и бизнеса, таким образом снова превращая семью в центральный институт заботы, ухода и воспроизводства. Именно реставрация семейных ценностей, борьба с внебрачными формами сексуальности (порнография, коммерческий секс) и уход от понимания справедливости как равенства ресурсов и возможностей к пониманию справедливости как вопроса наказания для нарушителей порядка представляют главные компоненты консервативного поворота, начавшегося в американском мейнстримном феминизме с середины 1980-х.
Большинство исследовательниц критикуют консервативный феминизм, считая его идеи противоречивыми и даже взаимоисключающими, а его стратегии – непоследовательными и не столько направленными на борьбу с гендерным неравенством, сколько воспроизводящим его в новых формах. Тем не менее, как отмечает Дж. Стейси (Stacey. 1983), внимание к консервативному феминизму может быть продуктивным для более прогрессивных течений, т. к. он высвечивает места феминистского проекта, уязвимые для апроприации со стороны консервативных сил.