Гендерный эссенциализм
Ге́ндерный эссенциали́зм, представление о том, что все мужчины и женщины в силу их гендерной идентичности обладают сущностным и неизменным набором психологических и социальных характеристик, отличающих их от людей с другим гендером. Например, убеждение в том, что все женщины – хрупкие, заботливые и любят цветы, или в том, что все мужчины – сильные, агрессивные и любят спорт, представляет собой пример гендерного эссенциализма.
Т. о., гендерный эссенциализм – это убеждение, что независимо от любых прочих различий (как то: культура, экономическое положение, сексуальность, раса, возраст, образование, религиозная принадлежность, индивидуальная психология, здоровье) все люди на протяжении всей истории обладают неким неизменным набором качеств и свойств исключительно в силу своей гендерной принадлежности. Соответственно, предполагается, что представительницы или представители одного гендера, независимо от прочих условий и обстоятельств их жизни, сущностно имеют между собой больше общего, чем с любым человеком другого гендера. Свойства людей с определенной гендерной идентичностью в гендерно-эссенциалистском подходе рассматриваются как относительно стабильные на протяжении истории; предполагается, что в и будущем они также мало будут подвержены изменениям. Как показывают исследования, гендерный эссенциализм прочно укоренен в массовом сознании (Yzerbyt. 1997).
В большинстве случаев с позиций гендерного эссенциализма различие между мужчинами и женщинами и специфический набор характеристик, приписываемый каждой гендерной идентичности, объясняются биологическими факторами. Например, приписываемая мужчинам агрессивность может связываться с тестостероном, а приписываемая женщинам заботливость – объясняться спецификой их репродуктивной системы (Fine. 2017). Однако гендерный эссенциализм может также обосновываться и психосоциальными факторами. Например, феминистская исследовательница и психоаналитик Н. Чодороу объясняла различие в характеристиках мужчин и женщин тем, что мальчики и девочки на ранних стадиях развития по-разному переживают разрыв с материнским телом (Kulick. 2005. P. 212–213).
Современные науки выступают с критикой эссенциалистских воззрений. Например, нейробиологи утверждают, что несмотря на некоторые различия, мышление, поведение, психологические и личностные характеристики невозможно строго разделить на мужское и женское (Joel. 2012 ). Другие исследования показывают, что мышление и поведение, которое можно было бы обоснованно определить как скорее мужское или женское, представляют собой редкое исключение, в то время как в мышлении и поведении большинства людей сочетаются черты, приписываемые разным гендерам (Sex beyond the genitalia. 2015). Другими словами, представления о сущностном отличии мужчин и женщин и наличии специфических психологических и социальных характеристик не подтверждаются данными исследований.
Большинство исследовательниц и исследователей гендерной проблематики в общественных и гуманитарных науках также согласны в том, что представления о мужественности и женственности не являются естественными и не вытекают из психологической или биологической природы мужчин и женщин. Такие представления считаются социально сконструированными, т. е. являющимися продуктом культурных, политических и социальных отношений. Представления о гендерной идентичности рассматриваются как изменчивые; доказывается, что в разных культурах, разных социальных группах и разных исторических эпохах встречаются разные представления о мужчинах и женщинах, а также об отношениях между ними.
Другие исследования демонстрируют, что гендерный эссенциализм препятствует достижению гендерного равенства, а также способствует гендерной дискриминации и воспроизводству традиционных гендерных ролей в публичной и приватной жизни. Например, несколько эмпирических исследований, проведенных в США, показали, что люди, подверженные влиянию гендерно-эссенциалистских установок, более терпимо относятся к существованию гендерного неравенства, чем люди, считающие гендерные идентичности изменчивыми (Theorizing gender ... 2009). Эмпирическое исследование, проведенное в Дании и Австралии, показало, что люди, придерживающиеся установок гендерного эссенциализма, чаще поддерживают дискриминацию по гендерному признаку (Skewes. 2018). И, напротив, как показывает исследование, проведенное в Турции, отход от эссенциалистских убеждений, вызванный ознакомлением с нейробиологическими исследованиями, подтверждающими отсутствие строгого различия в мышлении и поведении мужчин и женщин, увеличивает степень неприятия гендерного неравенства (Şahin. 2021).
Тем не менее гендерный эссенциализм разделяется и некоторыми феминистками. Кроме уже упомянутой Н. Чодороу, эссенциалистских взглядов на гендер придерживается ряд радикальных феминисток. Например, С. Браунмиллер разделяет убеждение, что активная сексуальная роль, приписываемая мужчинам, и пассивная сексуальная роль, приписываемая женщинам, являются следствием разного строения их половых органов (Echols. 1983). К. Барри придерживается психосоциальной версии гендерного эссенциализма, утверждая, что все мужчины имеют склонность к доминантному поведению, особенно в сфере сексуальности, а все женщины склонны к эмпатии. Барри объясняет это различие разницей в социализации и воспитании (Жайворонок. 2020). Критические исследования предполагают, что использование гендерного эссенциализма в феминизме, даже в стратегических целях, негативно сказывается на его эмансипаторном и эгалитарном потенциале. Однако же некоторые феминистские исследовательницы с этим не соглашаются (Witt. 2011), настаивая, что некоторые проявления гендерного эссенциализма могут иметь позитивные эффекты для развития феминистского политического проекта. Вопрос о политическом потенциале гендерного эссенциализма для феминистского проекта остается дискуссионным.