«Коллективные действия»
«Коллекти́вные де́йствия» (КД), объединение художников – представителей московского концептуализма.
Создано в 1976 г. А. В. Монастырским при участии Н. Ф. Алексеева (до 1983) и Г. Д. Кизевальтера (до 1989); позднее присоединились Н. С. Панитков, С. А. Ромашко, И. Г. Макаревич, Е. В. Елагина, в 1985 г. – немецкий филолог С. Хэнсген.
Словосочетание «коллективные действия» (итал. azioni collettive) взято из каталога (издан в 1977) выставки неофициального советского искусства на 38-й Венецианской биеннале, где было частью заголовка раздела о художественных объединениях: там были помещены в том числе фотографии трёх ранних акций группы Монастырского – «Появление», «Палатка» (обе 1976) и «Лозунг-1977» (1977). Название «группа Коллективные действия» первым употребил Б. Е. Гройс в статье «Московский романтический концептуализм» в машинописном самиздатовском журнале «37» (№ 15, 1978; перепечатана в издававшемся во Франции журнале «А–Я», № 1. 1979. С. 3–11). Сами участники объединения этот термин стали использовать позже: он появился только в 1983 г. во 2-м томе «Поездок за город».
«Поездки за город» (термин введён Монастырским и И. И. Кабаковым в 1979) – основополагающий для КД акционистский жанр: выездные перформансы (акции) группы, которые проводятся с 1976 г. (153-я по счёту акция – «Золотые линии в Измайлово» – состоялась 6 января 2020 на том же поле, где проходила первая акция «Появление» 13 марта 1976; обращённость к своему прошлому – отличительная особенность многих акций КД начиная с 1987). Кроме того, так называются тома документации этих перформансов (том, объединивший акции 1976–1980, вышел в виде машинописного «самиздата» в 1980; в 1998 первые пять томов с акциями 1976–1989 стали доступны широкому кругу читателей).
Формирование замысла «Поездок за город» с их идеей пути, «путешествия» и экзистенциальным переживанием этой идеи связано, по свидетельству Монастырского, с работами Кабакова «Бердянская коса» (1970), «По краю» (1974) и альбомом «Пирамида» (1978), проблематизирующими соотношение рамы и изображения, края и центра и т. д. (Монастырский А. В. Предисловие // «Поездки за город». Т. 12. 2018. С. 3–10). На эстетический дискурс акций КД значительное воздействие оказали минимализм и творчество Дж. Кейджа (в частности, его знаменитая беззвучная композиция «4’33"», 1952), а также некоторые идеи буддизма (прежде всего религиозно-философское понятие «шуньята»).
Большинство акций КД проводилось в зимнее время или ранней весной; кроме загородных, были и городские мероприятия. На перформанс приглашались (по телефону, рассылкой специальных приглашений или инструкций) единомышленники, в основном из круга московских концептуалистов, которым, кроме названия акции, ничего не было известно о замысле устроителей. В разное время участниками были И. И. Кабаков, И. С. Чуйков, П. В. Пепперштейн, Э. С. Гороховский, В. Г. Сорокин, Л. С. Рубинштейн и др. Наиболее плодотворный период КД продолжался до 1989 г.; смысл дальнейших акций в основном в поддержании «мифа» группы.
Если для ранних акций (1976–1980) важны большие пространства, событийность (в философском смысле – всё, что происходит), акцент на психическом переживании, то в дальнейшем на первый план выдвигается «фактографический дискурс» – документация перформанса: дескрипция (описание акции), нарратив (рассказы участников), дискурс (статьи об актах восприятия), материалы обсуждений, фото-, видео- и аудиосвидетельства. Именно благодаря документации акция и возникает как пространственно-временно́е созерцание, нацеленное на преодоление «семиологически-напряженного тоталитарного пространства» (Монастырский) и выход к «пустому действию».
«Пустое действие», «ложное событие», создающее у зрителей «ощущение пустоты» (на самом деле – «внедемонстрационное время протекания события», пауза, освобождающая от привычных смыслов и открывающая возможность невербального, созерцательного восприятия, обращения сознания внутрь самого себя), – в основе большинства акций КД.
«Акции – это организация "пустого действия". Само оно начинается после того, как акция сделана и все разошлись. Тогда и начинается чистое, целевое существование акции. Тогда она начинает работать своим "пустым действием" (для анонимного зрителя). Поэтому самое удачное посещение акции – это или случайно оказаться рядом с оставленными объектами акции, или попасть туда по договоренности после самой акции» (Монастырский А. В. Предисловие // «Поездки за город». Т. 10. Москва, 2009. С. 4).
Визуальная часть перформанса осуществляется лишь для оправдания ожиданий зрителей; настоящее событие происходит не в реальном видимом пространстве, но в экзистенциальном пространстве индивидуального зрительского опыта. Именно поэтому ключевыми моментами перформанса становятся «предощущение» действия (форма оповещения о нём и разные этапы пути к месту акции), уход с места действия, посторонние события, не имеющие непосредственного отношения к плану акции; само же действие стремится к незаметности, неясности и стёртости своих границ. Реализацию события в ментальной сфере обеспечивают и не видимые зрителям «внедемонстрационные элементы», воссоздаваемые лишь на основании документации (фотографии, интерпретации).
Деятельность КД, направленная на «легализацию в культурном пространстве "внутренних", психологических, ментальных механизмов восприятия и функционирования искусства» (Бобринская. 1999), способствовала самоосмыслению московского концептуализма, разработке его терминологического аппарата, созданию Московского архива нового искусства (МАНИ), а также развитию отечественного перформанса; воздействие КД испытали многие художники нового поколения, выступившего в 1980-х гг.: В. А. Захаров, Ю. Ф. Альберт, П. В. Пепперштейн, С. Г. Гундлах, С. Е. Волков и др.).