Клауссен Софус
Кла́уссен Со́фус, Софус Нильс Кристен Клауссен (Sophus Niels Christen Claussen) (12.9.1865, Хеллетофте, о. Лангеланн – 11.4.1931, Гентофте), датский поэт, прозаик.
Сын Расмуса Клауссена (1835–1905), депутата фолькетинга и издателя. После окончания гимназии в 1884 г. С. Клауссен поступил на юридический факультет Копенгагенского университета (обучение не завершил). В студенческие годы посещал лекции Г. Брандеса, увлекался поэзией французских символистов (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Малларме и др.).
C 1886 г. журналист леворадикальной газеты Horsens Folkeblad, с 1890 г. – газеты Politiken. В 1888–1891 гг. редактор газеты Nyborg Dagblad, принадлежащей отцу (после его смерти стал совладельцем и издателем).
В 1893–1894 гг. вместе с Й. Йёргенсеном и другими единомышленниками выпускал символистский литературный журнал Taarnet («Башня»). В интервью, данном журналисту Эмилю Опфферу в Риме (14 апреля 1894), а затем напечатанном в изданиях Nyborg Avis (18 апреля 1894) и Taarnet (июнь 1894), критиковал последователей Брандеса за их натуралистический метод творчества: вместо подражания действительности Клауссен призывал постигать внутреннюю взаимосвязь вещей, природы и духа. Поэт в представлении Клауссена есть посредник между людьми и «незримым порядком вещей, величественной математикой, высокие и труднопостигаемые вычисления которой для него – тот самый цветок, тот лотос, что дарит забвение мирских скорбей» (Taarnet 2. 1894. S.125–128).
В 1887 г. издал за свой счёт поэтический сборник «Дети природы» («Naturbørn»), в который вошли стихотворения, вдохновлённые ранней влюблённостью в певицу Мари (личность доподлинно неизвестна) и предстоящей помолвкой с Анной Катрин Кристенсен (развелись в 1927). Книга оказалась в центре скандала, так как затрагивала темы, считавшиеся в то время непристойными (в их числе любовь как эрос, полиамория). Особое неприятие у современников вызвало двустишие из стихотворения «Новые девушки. Результат» («Nye Piger. Et Resultat»):
Что значит сотня поцелуев пары губ
в сравнении с лобзаньем сотни дев?
В другом стихотворении, «Программа любви» («Kærligheds Program»), состоящем из 12 катренов с рифмовкой abcb, лирический герой сидит у ног своей пассии в вечернее время. Говоря о преимуществе чувственной любви перед поэтически приукрашенной, он спрашивает девушку, готова ли она отдать ему своё сердце, и в ответ получает бесконечный поцелуй. В последнем, двухчастном и самом длинном (более 400 строк) стихотворении «Ко всем» («Til Alle»), содержится критика современной реакционной политики и религии: лирический герой заявляет, что верит не в Бога, а в Ч. Дарвина и Сократа. Вторая часть стихотворения посвящена воспеванию эроса и осуждению традиционной морали и асимметрии в отношениях полов.
В 1892–1894 гг. Клауссен путешествовал по Франции и Италии. В Париже изучал французский язык, посещал богемные салоны и кафе, познакомился лично с Верленом, Малларме и другими поэтами. Впечатления от поездок легли в основу книг «Антоний в Париже» («Antonius i Paris», 1896) и «Паломничество» («Valfart», 1896). Первое произведение состоит из импрессионистических зарисовок, литературных очерков, фрагментов писем и стихотворений, в которых описаны переживания, мысли и чувства датского художника Антония. В поле зрения героя-рассказчика попадают как местные достопримечательности и знаменитости (в их числе Верлен), так и ощущения – вплоть до запахов, наполняющих улицы Парижа. На 11-й главе (всего их 14), «Послесловие записей Антония» («Efterskrift til Antonius’ optegnelser»), история заглавного героя обрывается: по словам издателя, Антоний удалился от мира из страха творческой несостоятельности и связал жизнь со скучной англичанкой, уничтожившей в нём французскую «лёгкость». В завершение рукописи читателю предлагаются оставшиеся от Антония сонеты, прозаические фрагменты и новеллы, в которых наивная восторженность и ироничность, характерные для предшествующих глав, уступают место более глубокому, символическому восприятию действительности.
Другое произведение, «Паломничество», представляющее собой сборник путевых заметок и стихотворений, стилистически и содержательно перекликается с книгой «Антоний в Париже». Сюжет «Паломничества» фрагментарен: инженер Сильвио, отвергнутый возлюбленной Селименой, путешествует по Италии и вступает в интимную связь с порывистой Кларой, в которой гармонично соединились «высокое» и «земное». Исследователи творчества Клауссена отмечают, что история Сильвио автобиографична – в ней писатель запечатлел свои любовные отношения c 25-летней Кларой (личность также доподлинно неизвестна), которая сопровождала его в путешествии по Италии. Лирический компонент играет в произведении существенную роль: переживания и впечатления главного героя, пытающегося проникнуться духом чужой страны, дополняют стихотворения. Большинству из них свойственна ритмическая структура, однако встречается и свободный стих. Важное место в книге занимает стихотворение «Экбатана» («Ekbаtana», входит в Датский культурный канон) о легендарном персидском городе. Экбатана осмысляется лирическим героем как потерянный рай, воплощение чувственного идеала в далёком прошлом. Стихотворение, фокусирующееся на самом процессе создания лирического текста, осознании многомерности слова как соединения звука, знака и смысла, во многом предвосхищает модернистскую поэзию.
В 1899 г. вышел поэтический сборник стихотворений «Ивовые дудочки» («Pilefløjter»), пронизанный любовными, пантеистическими, пейзажными мотивами. В одном из самых известных стихотворений Клауссена, «Воспоминания о поездке» («Rejseminder», создано в 1887), лирический герой вспоминает девушку с карими глазами, которую он встретил на железнодорожной станции Сканнерборга; затем мимолётная зарисовка ситуации сменяется эротической фантазией, переходящей в ироническую рефлексию. В стихотворении «В саду» («I en Frugthave») влюблённые, сливаясь с обожествлённой природой, уподобляются яблоневым ветвям, которые готовы расцвести и принести плоды.
В лирике Клауссена начала 1900-х гг. усилилось меланхолическое начало. В поэтическом сборнике «Дьявольщина» («Djævlerier», 1904), написанном под влиянием книги «Цветы зла» Ш. Бодлера, лирический герой не может преодолеть внутренний разлад, смириться с духовной пустотой и несправедливостью, а потому отвергает традиционную христианскую мораль. Любовь и смерть осмысляются им как источник вдохновения и движущая сила жизни и творчества. В 1909 г. в журнале Tilskueren («Зритель») вышло стихотворение «Империя» («Imperia»), написанное от лица беспощадной стихии, королевы «земных пород», которая ждёт своего возлюбленного. Используя 4- и 5-стопный дактиль в терцетах, сочетая парную и кольцевую рифмы, автор стремился создать ощущение тяжеловесности, монументальности и угрозы.
События Первой мировой войны 1914–1918 гг., осознаваемой как разрушение старого мира, отразились на тематике и тональности поздних произведений Клауссена. В сборнике «Басни» («Fabler», 1917) абстрактные понятия выражены через конкретные зримые образы: весна соотносится с юностью и влюблённостью, зима – с семейным уютом и др. Основные мотивы книги – природа и смерть; многие стихотворения пронизаны упадническим настроением. В другом поэтическом сборнике, «Героика» («Heroica», 1925), содержащем стихотворения разных лет, пантеистическая образность достигает космических масштабов. В последнем стихотворении, «Восстание атомов» («Atomernes oprør»), написанном гекзаметром, человек осмысляется как атом, часть Вселенной, выражение вечного в конечном, а лирический герой опасается уничтожения планеты химической «формулой формул». Некоторые исследователи трактуют это произведение как пророческое, предупреждающее о возможных атомных войнах.
Среди других произведений: романы «Молодые банды» («Unge bander, 1894), «Китти» («Kitty», 1895), трагедия «Работница» [«Arbejdersken», 1898; в том же году поставлена Г. Бангом в Народном театре (Folketeatret) в Копенгагене].
Клауссен вошёл в историю литературы как символист, воспевающий главным образом природу и чувственную любовь. В творчестве он органично сочетал романтическое и модернистское мировосприятие, подвергая сомнению правомерность общепринятой морали, классовых устоев, веры в Бога.
Панэротические тенденции, характерные для поэзии Клауссена, впоследствии нашли отражение в творчестве Й. А. Шаде.