Китцингер Эрнст
Ки́тцингер Эрнст (Ernst Kitzinger) (27.12.1912, Мюнхен – 22.1.2003, Покипси, штат Нью-Йорк), немецкий и американский историк искусства. Специалист по византийскому и средневековому западноевропейскому искусству.
Родился в семье юриста Вильгельма Натана Китцингера (1870–1945) и Элизабет Китцингер (урождённая Мерцбахер, 1881–1966), социальной активистки, занимавшейся организацией детских приютов.
В 1931–1934 гг. изучал историю искусства в Мюнхенском университете. Студентом посетил Рим с целью изучения позднеантичной живописи и архитектуры. Итогом исследования стала докторская диссертация «Римская живопись начала 7 – середины 8 вв.», написанная в рекордно короткие сроки и защищённая в Мюнхенском университете осенью 1934 г. под руководством историка искусства В. Пиндера. В конце 1934 г., в связи с ситуацией, сложившейся после прихода в 1933 г. к власти нацистов, Китцингер покинул Германию.
После кратковременного пребывания в Риме поселился в Лондоне, в 1935–1940 гг. работал ассистентом в Отделе британских и средневековых древностей Британского музея под руководством заместителя главного хранителя (с 1938 главного хранителя) Т. Д. Кендрика. Первоначально в целях заработка составлял рецензии для научного журнала Кембриджского университета The Journal of Hellenic Studies и индексы для ежеквартального издания Британского музея The British Museum Quarterly. Участвовал в многочисленных экспедициях по Северной Англии и Южной Шотландии, в статье о развитии орнаментального мотива виноградной лозы на основе полученных данных выявил связь британских примеров с искусством Средиземноморья. На основе собственных исследований 1939 г. Китцингер реконструировал иконографию деревянной раки святого Кутберта (698) из собора в Дареме и установил, что образы Христа во Славе, Девы Марии с младенцем, двенадцати фигур апостолов и архангелов на раке связаны частью с византийскими, частью с итальянскими образцами, которые оказывали непосредственное влияние на искусство Нортумбрии 2-й половины 7 в. В 1940 г. вышла книга Китцингера «Раннесредневековое искусство в Британском музее» (многократно переиздана), посвящённая не только отдельным памятникам собрания, но и вопросу трансформации античного стиля в средневековые методы репрезентации. По выражению историка византийского искусства Г. Магуайра, Китцингер привнёс «континентальную перспективу» в изучение истории англо-саксонского искусства, интерес к которому прежде был, как правило, только «узким и антикварным» (Maguire. 2003. P. IX). Китцингер также изучал коптскую скульптуру в ходе двухмесячной экспедиции Британского музея в Египет (состоялась весной 1937), на обратном пути впервые посетил Стамбул, где незадолго до этого были раскрыты стенные мозаики собора Святой Софии Константинопольской (с 1931) и напольные мозаики Большого императорского дворца (с 1935).
В 1940 г. Китцингер интернирован британскими властями и отправлен в Австралию. В течение 9 месяцев пребывания в лагере изучал русский язык. После освобождения, осуществлённого стараниями Института Варбурга, осенью 1941 г. прибыл в Вашингтон, где вскоре получил стипендию фонда и центра византинистики Дамбартон-Окс. В 1946–1966 гг. преподавал в Дамбартон-Окс: с 1946 г. ассистент, с 1951 г. доцент, с 1956 г. профессор византийского искусства и археологии. В 1955–1966 гг. возглавлял там Отдел византийских исследований; руководил созданием фотографического и документального архива этого центра, участвовал в археологических раскопках в Стамбуле и на о. Кипр, организовал 2 крупных симпозиума: «Византия в 7 в.» (1957) и «Византийское влияние на западное искусство 12 и 13 вв.» (1965, совместно с К. Вайцманом), сделал ежегодным периодическое издание фонда (Dumbarton Oaks Papers; выходит с 1941). Во многом именно ему принадлежит заслуга превращения частного фонда в академический институт с международным признанием, постулирующий всестороннее изучение Византийской цивилизации в широком контексте славянских, ближневосточных и латинских земель; такие сферы деятельности человека, как история, литература, теология, литургика, музыка, юриспруденция, археология и искусство, рассматривались Китцингером как важнейшие аспекты реконструкции цельного образа Византии. В годы работы в Дамбартон-Окс Э. Китцингер изучал византийское искусство на Балканах в рамках т. н. Архивного проекта (инициирован В. Кёлером в 1941), целью которого была систематизация данных о раскопках на территории бывшей Византийской империи. В статье «Исследование раннехристианского города Стоби» раннехристианские напольные мозаики Стоби в Северной Македонии им впервые рассмотрены как самобытный памятник искусства и важный индикатор перемен в стиле и культуре эпохи, отражённых в разнообразной тематике и выразительных художественных образах. Второе важное направление исследований Китцингера в Дамбартон-Окс – составление корпуса мозаик норманнской Сицилии, которые, по предположению предшественника Китцингера на посту руководителя Отдела византийских исследований А. М. Френда, могли служить источником для реконструкции утерянных мозаичных программ Константинополя, в частности церкви Святых Апостолов. Итогом экспедиций на Сицилию (первая состоялась летом 1949) стал ряд публикаций, среди прочего, о мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, которые учёный рассматривал как пример влияния политической риторики короля Рожера II на каноническую иконографическую программу. В 1954 г. опубликован труд «Культ образа в доиконоборческую эпоху», отразивший интерес Китцингера к ранним иконам. В работах периода Дамбартон-Окс в полной мере проявился научный метод Китцингера: в его фокусе – тесная связь между сменой художественных форм и историческим процессом, позволяющая не только найти отражение уже известных фактов и явлений в стиле эпохи, но и реконструировать их, опираясь на визуальные источники.
В 1975 г. исследовал мраморные скульптурные миниатюры и портретные бюсты 3 в. н. э. (т. н. кливлендские мраморы) из коллекции Кливлендского музея искусств, подтвердил их подлинность и датировку, чем значительно расширил представления о раннехристианском искусстве. Опубликовал монографию о мозаиках церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (1991), а также 6 томов фотографий сицилийских мозаик, отснятых в ходе экспедиций 1950-х гг. (1992–2000).
Профессор Института перспективных исследований Принстонского университета (1966–1967, 1980, 1982), Гарвардского университета (1967–1979); курсы лекций 1974 и 1975 гг. по истории искусства опубликованы в книге «Становление византийского искусства» (1977). Приглашённый профессор Университета Сиэтла (1989). Почётный доктор Университета Уорика (1989; Ковентри, Великобритания), Римского университета «Ла Сапиенца» (1992).
Кавалер ордена Pour le Mérite в области наук и искусств (1982, Германия).
Жена (с 1944) – английская художница Маргарет Сюзан Тиоболд Китцингер (урождённая Ранби) (1915–2000).