Художественный свист
Худо́жественный свист, музыкально-эксцентрический жанр эстрады и цирка. Артисты этого жанра (англ. whistler) при помощи амбушюра, используя разные техники свиста (губной или нёбный свист), воспроизводят музыкальные пьесы и мелодии, имитируют звучание музыкальных инструментов. Выступления с оркестром или в сопровождении музыкальных инструментов – т. н. академический художественный свист. Номера эксцентрического художественного свиста часто имеют комический сюжет и включают элементы танца (степ, чечётка, народный танец и др.).
Одной из первых известных артисток этого жанра была американка Алиса Шоу (на афишах – Милая Свистунья, Свистящая Примадонна). Первое её выступление состоялось в 1886 г. в Нью-Йорке. В течение 40 лет артистка демонстрировала своё мастерство в аристократических салонах, концертных и оперных залах Нового и Старого Света. В 1888 г. выступала перед принцем Уэльским в Великобритании. В марте 1891 г. в Орловском дворянском собрании состоялось её единственное выступление в России. Её репертуар составляли вокальные и инструментальные пьесы, в том числе специально сочинённые для артистки. В 1888 г. Т. Эдисон записал её свист на фонограф, в дальнейшем она стала одной из первых, чьи музыкальные номера были записаны на грампластинки.
В России в начале 20 в. номера художественного свиста были широко распространены в садово-парковых эстрадных дивертисментах и концертных программах. Наиболее популярна в этот период была В. В. Кавецкая (около 1879–1929), артистка оперетты, танцовщица, обладавшая великолепным голосом (лирико-колоратурное сопрано). Она вводила элементы художественного свиста в опереточные партии и выступала с отдельными номерами, аккомпанируя себе на фортепиано.
В 1920-е гг. среди мастеров этого жанра выделялся Я. Вестман. Артист имитировал звучание разных музыкальных инструментов и исполнял художественным свистом классические музыкальные пьесы, его «визитной карточкой» был романс «Соловей» А. А. Алябьева.
Наибольшую популярность жанр художественного свиста получил в 1930–1950-е гг. В этот период успехом у публики пользовались номера солистки Ленинградского и Московского мюзик-холлов, виртуоза художественного свиста Таисы Саввы (сценический псевдоним, настоящее имя Таисия Александровна Савенко; 1907–1973). В её эстрадный репертуар входили: фантазии на темы оперы Дж. Верди «Риголетто», «Соловей» А. А. Алябьева, ноктюрн соль минор Ф. Шопена, «Баркарола» Ф. Шуберта и др. Некоторые концертные номера актриса исполняла в сопровождении арфы (ария из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти) или флейты (песня «Жёлтенькая птичка» М. М. Ипполитова-Иванова).
В 1940-е гг. популярным участником концертных программ был артист эстрады Е. М. Нейд (1923–1989). Основу его репертуара составляли произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Дж. Россини («Тарантелла»), А. А. Алябьева («Соловей»), попурри из оперетт И. Штрауса «Летучая мышь» и «Цыганский барон», эстрадный номер на мелодию танго «Лунная рапсодия» О. Д. Строка. Он озвучил свистом песню «Марш монтажников» Р. К. Щедрина в фильме «Высота» (режиссёр А. Г. Зархи, 1957) и увертюру Г. И. Гладкова к фильму «Джентльмены удачи» (режиссёр А. И. Серый, 1971).
В 1941 г. с номером художественного свиста в дуэте с А. Е. Шур выступал артист эстрады, будущий разведчик-нелегал и предатель-перебежчик Н. Е. Хохлов (1922–2007).
В жанре художественного свиста активно выступали артисты эстрады – звукоимитаторы И. А. Андрюшинас и В. С. Кац (исполняли «Тачанку» К. Я. Листова), Ирина Якуц (вальс «Сказки Венского леса» И. Штрауса и др.).
В Луисбурге (штат Северная Каролина, США) с 1973 г. ежегодно проводится Международный съезд любителей и мастеров художественного свиста (International Whistlers Convention, IWC), в его рамках – конференция и конкурс, включающий соревнование по художественному свисту в 3 номинациях (классическая музыка, популярная и сценический номер с использованием музыкальных и шумовых инструментов, нередко комедийный, танцевальный и др.). Там же находится школа художественного свиста и музей с соответствующей экспозицией.
В числе современных мастеров художественного свиста – Тутс Тилеманс, виртуозно сочетающий свист с игрой на гитаре, автор джазового стандарта «Блюзетт» (Bluesette).