Хирата Ацутанэ
Хира́та Ацута́нэ (平田篤胤) (6.10.1776, Кубота, провинция Дэва, ныне г. Акита, префектура Акита – 2.11.1843, там же), японский мыслитель, просветитель, публицист. Последний из «четырёх великих мужей кокугаку» наряду с Када Адзумамаро, Камо Мабути и Мотоори Норинага. Из семьи самурая низкого ранга – Овада. В 1795 г. уехал в Эдо (ныне Токио) для получения образования. В 1800 г. усыновлён самураем Хирата Тобэ из княжества Биттю-Мацуяма (ныне префектура Окаяма), преподававшим военные науки в частной школе. Под влиянием сочинений Мотоори Норинага, которого позднее называл своим учителем, стал адептом кокугаку; в 1805 г. принят Мотоори Харунива, приёмным сыном Норинага, в его школу. Учёный-энциклопедист, Хирата оставил обширное литературное наследие, включающее работы по истории, филологии, этнографии, агрономии, астрономии и космогонии и др.; вёл активную просветительскую деятельность (имел более 500 учеников).
Религиозно-философские труды Хираты Ацутанэ посвящены синто, которое он считал превосходящим все религии и учения; критиковал буддизм, неоконфуцианство и христианство. Трактовал синто как «древний путь» (古道, кодо), следование образцам «эры богов» (神代, камиё) согласно историко-мифологической хронике «Кодзики», содержание которой считал описанием реальных событий [трактаты «Основы древнего пути» (1811), «Кодекс древней истории» (1811; опубликован в 1818), «Комментарии к древней истории» (1812−1825) и др.]. Видел в труде и исполнении семейных обязанностей реализацию «древнего пути» в повседневной жизни. Утверждал превосходство Японии как «страны богов» и японцев как «потомков богов» над всеми иными странами и народами, а также происхождение всех иностранных учений из Японии.
Важное место в мировоззрении Хираты занимало учение о «явленном мире» (顕世, уцусиё) и «сокрытом мире» (幽世, какуриё), обители не только божеств – ками, но и душ умерших, которые оттуда влияют на жизнь людей, поэтому необходимо почитать покойных предков [трактат «Истинный священный столп духа» (1812) и др.]; это противоречило утверждению «Кодзики» о том, что души умерших попадают в «Страну мрака» (黄泉の国, Ёми-но куни). Изучал эзотерические культы и практики синто [трактат «Необычные известия из мира святых отшельников» (1822)]. Несмотря на неортодоксальность ряда положений учения, Хирата пользовался покровительством священнического рода Ёсида, представлявшего одну из наиболее влиятельных и признанных традиций в синто. В конце жизни выступал с критикой политики сёгуната Токугава, проповедовал, что верность императору важнее верности сюзерену (включая сёгуна), за что был помещён под домашний арест.
Историософские и политические идеи Хираты в интерпретации учеников стали важным компонентом идеологии консервативной революции Мэйдзи исин; теологические и философские идеи легли в основу культа «государственного синто» (国家神道, кокка синто), сформировавшегося в период Мэйдзи. Мистическое учение Хирата, известное как «духоведение» (霊学, рэйгаку), оказало большое влияние на японских мистиков и оккультистов 19–20 вв., следовавших традиции «древнего синто» (古神道, косинто).
Зять, приёмный сын и ученик ‒ Хирата Канэтанэ (1799–1880) преобразовал школу Хирата в религиозную организацию (движение «Хирата синто»); пропагандируя его наследие, выделял историософские и политические аспекты и замалчивал мистические; участвовал в идеологической подготовке и осуществлении Мэйдзи исин, после которой занимал ряд государственных должностей в сфере науки и образования. После Мэйдзи исин Хирата официально считался одним из величайших деятелей японской культуры; его память почитается в синтоистском храме Хирата-дзиндзя в Токио. Жизни и деятельности Хирата посвящена обширная литература на японском языке.