Мотоори Норинага
Мотоо́ри Норина́га (本居宣長) (21.6.1730, Мацусака, провинция Исэ, ныне префектура Миэ – 5.11.1801, там же), японский мыслитель, филолог, поэт; литературный псевдоним – Судзуноя Уси. Третий из «четырёх великих мужей кокугаку» наряду с Када Адзумамаро, Камо Мабути и Хирата Ацутанэ. Из семьи купца; в молодости неудачно управлял наследственным торговым домом и обанкротился. С детства изучал японскую литературу и конфуцианскую философию. С 1752 г. обучался китайской медицине в Киото, в 1755 г. получил диплом врача и практиковал до конца жизни. Под влиянием сочинений Кэйтю занялся филологическим анализом и комментированием японской классической литературы: трактаты «Лодочка, пробивающаяся сквозь тростник» (1757) и «Беседы о аварэ» (1758) о поэзии, «Сущность ''Гэндзи-моногатари''» (1763) о романе «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу.
В эстетической мысли Мотоори Норинага центральное место занимает традиционное понятие моно-но аварэ («очарование вещей») как определение прекрасного, связанное с религией синто: в каждой вещи заключено своё божество – ками, и это вызывает её неповторимое очарование, что отражено в трактате «Шопот Исиноками» (1763). Под влиянием Камо Мабути, с которым Мотоори переписывался и однажды встретился в 1763 г., он стал адептом кокугаку и посвятил жизнь обоснованию и проповеди «возрождённого синто» (復古神道, фукко синто) и «древнего пути» (古道, кодо), в его исконной, истинной форме, в программном трактате «Душа бога Наоби» (1771) и др.
Главным источником знаний о подлинном японском духе, не искажённом китайским и буддийским влиянием, считал историко-мифологическую хронику «Кодзики», которую изучал и толковал как священное писание. В «Комментариях к ''Кодзики''» (44 т.; закончены в 1798; опубл. в 1790–1822) Мотоори исходил из того, что хроника «эры богов» (神代, камиё) буквально описывает реальные события, поэтому Япония является уникальной страной, порождённой ками и управляемой непрерывной династией «живых богов» – императоров, прямых потомков Аматэрасу, верховного божества синто. Отрицал возможность постижения человеком замыслов и деяний божеств, идеи воздания и перерождения, критиковал буддизм и неоконфуцианство как чуждые Японии. В учении об «истинном сердце» (真心, магокоро) проповедовал следование воле ками, открытость миру, наслаждение жизнью, естественность и спонтанность чувств. Осуждение конфуцианства, проповедь «пути богов» и почитания императора в трактате «Драгоценная шкатулка для гребней» (1789), излагавшем основные положения учения Мотоори, имели характер скрытой критики сёгуната Токугава. В сочинениях, предназначенных для узкого круга доверенных читателей, прямо критиковал экономическую политику сёгуната, приведшую к тяжёлому положению крестьянства. Изложил для учеников свою методологию изучения классических текстов в трактате «Первый шаг на гору познания» (1799). Автор работ о медицине и астрономии, автобиографических сочинений, стихотворений и рассказов.
Приёмный сын и ученик – Мотоори Охира (1756–1833) – посвятил жизнь изучению и популяризации его наследия. Мотоори Норинага оказал значительное влияние на традиционалистскую мысль Японии 19–20 вв. После Мэйдзи исин считался одним из величайших деятелей японской культуры. С 1909 г. в г. Мацусака существует Дом-музей Мотоори. Значение текстологических и филологических трудов Мотоори признаётся современной наукой. Его жизни и деятельности посвящена обширная литература на японском языке.