Кокугаку
Кокуга́ку (япон. 国学 – национальная наука; кокугакуха, япон. 国学派 – школа национальных наук), идейное, культурное, позднее общественно-политическое движение, сформировавшееся в 18 в. в среде японской интеллектуальной и духовной элиты как традиционалистская оппозиция буддизму, неоконфуцианству, системе и политике сёгуната Токугава; в литературе также характеризуется как «почвенничество» и «нативизм». Ставило целью возрождение национальных ценностей в религиозной, идейной, эстетической, позднее – в общественной и политической сферах, возводимых к легендарному прошлому, обоснование божественного происхождения и особого исторического пути и государственного устройства Японии, утверждение уникальности и самобытности её цивилизации и культуры. Учение кокугаку основывалось на национальной религии синто, представлениях об особом «японском духе / духе Японии» (япон. 大和魂, ямато дамасий) и божественном происхождении Японии и японцев (согласно историко-мифологической хронике «Кодзики» – «Записи о деяниях древности», 712), идеях «единства ритуала и управления» (япон. 祭政一致, сайсэй итти), «почитания императора» (япон. 尊王, сонно). Для достижения этих целей представители учения кокугаку занимались позитивистским, опиравшимся на «науку о свидетельствах и фактах» (япон. 考証学, косёгаку) историко-филологическим и текстологическим изучением письменных памятников древней и раннесредневековой японской литературы (Кэйтю, Када Адзумамаро, Камо Мабути), позднее перейдя к их философскому и эстетическому комментированию, чем внесли вклад в развитие национальной мысли (Мотоори Норинага). Мистическое направление в кокугаку, представленное Хирата Ацутанэ и его школой и уделявшее особое внимание духовным практикам для достижения откровения, оформилось в религиозное движение хирата-синто.
С конца 18 в. радикально настроенные представители кокугаку как духовной контрэлиты, оппозиционной сёгунату Токугава, выступали с проектами общественно-политических и экономических преобразований (Сато Нобухиро). Учение кокугаку, подвергавшееся преследованиям со стороны властей в 1-й половине 19 в., вместе с идеями школы митогаку (япон. 水戸学), испытавшей его сильное влияние, стало идеологической основой консервативной революции Мэйдзи (1868). Наряду с учением о «государственном организме» (япон. 国体, кокутай) идеи Кокугаку занимали важное место в государственной идеологии и системе образования Японии до 1945 г., а также оказали влияние на японский национальный социализм (Окава Сюмэй).
Идейным преемником кокугаку считалась школа синкокугаку (япон. 新国学, «новая кокугаку»), сформировавшаяся в 1900–1910-е гг. и занимавшаяся этнографическими исследованиями, изучением фольклора, народных верований и культов, древних форм синто как наиболее чистого выражения «национального духа» (Янагита Кунио, Орикути Синобу). В 1960–1980-е гг. влияние учения кокугаку сказалось в «теориях о японцах» (япон. 日本人論, нихондзинрон), провозглашавших уникальность японской цивилизации и культуры. В Японии изданы полные собрания сочинений главных представителей учения кокугаку и обширная литература о её идеях и деятельности.