Поттер Джон
По́ттер Джон (John Potter) [1673 или 1674, Уэйкфилд – 10(21).10.1747, Лондон], английский церковный и государственный деятель, клирик Церкви Англии. Епископ Оксфордский (1715–1737) и 83-й архиепископ Кентерберийский (1737–1747).
Ранние годы
Родился в семье торговца тканями и бельём Томаса Поттера. Точная дата рождения и имя его матери неизвестны. Среднее образование получил в Школе королевы Елизаветы (Уэйкфилд), основанной в 1591 г. Его отец был пресвитерианином, возможно, даже занимал видное место в руководстве местной пресвитерианской общины, и он дал сыну соответствующее воспитание. В начале 1688 г. Джон поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета – это означает, что к этому моменту он должен был перейти в англиканство, поскольку неангликанам доступ к высшему образованию в Англии того времени был закрыт. Вероятно, решение принять англиканство созрело у него ещё в годы учёбы в школе под влиянием его наставника, священника Э. Кларка. Отказ Джона от пресвитерианства вызвал конфликт с отцом, который отказал ему в содержании. Поттеру помогло то, что колледж освободил его от платы за обучение; на жизнь зарабатывал обучением детей.
В 1692 г. Поттер получил степень бакалавра, в 1694 г. – магистра свободных искусств. В мае того же года он стал членом оксфордского Линкольн-колледжа. В Оксфорде Поттер, к тому времени уже хорошо знавший древнегреческий язык, проявил большой интерес к античной истории и патристике. Его первые научные труды начали публиковаться в 1693 г., когда Поттеру было около 20 лет.
Священник и епископ
В 1697 г. Поттер получил место настоятеля церкви Святого Варфоломея в Гринс-Нортоне и одновременно место священника в Коулби, хотя на тот момент ещё не был рукоположен. Такое совмещение церковных должностей («плюрализм»), хотя и считалось злоупотреблением, было в тот период распространено в Церкви Англии и часто использовалось среди прочего для дополнительного финансирования сотрудников университетов. В 1698 г. Поттер поступил на службу к Дж. Хафу, епископу Ковентрийскому, в качестве секретаря, и был им рукоположен в диаконы, а в 1699 г. – в священники. В 1704 г., получив степень бакалавра богословия, Поттер по рекомендации Хафа стал капелланом архиепископа Кентерберийского Т. Тенисона и переехал в Лондон. В 1706 г. он был удостоен степени доктора богословия и стал одним из капелланов королевы Анны. В феврале 1707 г. Поттер получил место настоятеля церкви Святого Дунстана в Монкс-Ризборо.
Пользуясь покровительством влиятельного герцога Мальборо Дж. Черчилля, а также спикера палаты общин Р. Харли, в январе 1708 г. Поттер получил должность профессора богословия Оксфордского университета и место каноника Оксфордского кафедрального собора. Одновременно он был назначен настоятелем расположенной недалеко от Оксфорда церкви Святой Марии в Ньюингтоне.
В 1715 г., вновь благодаря покровительству герцога Мальборо, Поттер стал епископом Оксфордским. В Оксфорде он прослужил много лет, хотя ему предлагали перейти на Батскую или Уэльскую (1727), а затем на Уинчестерскую (1734) кафедры. Как правящему архиерею Оксфордской епархии Поттеру выпало рукоположить будущего основателя методизма Дж. Уэсли в диаконский (1725) и священнический (1728) сан.
Поскольку Поттер был ценителем церковной древности и сторонником большей самостоятельности Церкви Англии, современники и более поздние исследователи часто относили его к сторонникам «Высокой церкви». В 1716 г. он оказался втянут в «Бангорский спор» между несколькими представителями традиции «Высокой церкви» [в основном епископами-нонджурерами (от англ. non-jurors – неприсягнувшие, т. е. отказавшиеся в 1688 присягнуть Вильгельму III Оранскому)] во главе с епископом Дж. Хиксом и священником У. Ло и группой сторонников «Низкой церкви», от лица которых выступил епископ Бангорский Б. Хоудли. Хоудли утверждал, что Библия не предписывает никаких форм устройства земной Церкви; любые существующие модели – это человеческие конструкты, и как таковые они должны определяться лишь разумом и общественной пользой. Такой подход в определённой мере соответствовал позиции авторитетных английских богословов елизаветинской эпохи, в частности Р. Хукера. Лишь к началу 18 в. среди значительной части англикан сложился взгляд на 3-степенную иерархию как на необходимый атрибут христианской Церкви. Оппоненты Хоудли, напротив, считали, что отход от епископального церковного устройства, даже при сохранении основ веры, ведёт к отпадению человека от Церкви и от Бога. «Бангорский спор» принял такие масштабы, что для его разрешения король Георг I был вынужден созвать конвокации Кентерберийской и Йоркской провинций. В споре Поттер выступил против Хоудли, хотя таким образом оказался на одной стороне с нонджурерами, которых Церковь Англии считала раскольниками. Тем не менее политические пристрастия Поттера всегда были на стороне партии вигов, покровительствовавшей «Низкой церкви» и лично Поттеру.
Архиепископ Кентерберийский
Назначение Поттера архиепископом Кентерберийским в начале 1737 г. стало неожиданным и, возможно, произошло благодаря поддержке со стороны королевы Каролины. Среди факторов, способствовавших назначению, были умеренность Поттера в церковных спорах и отсутствие у него большого интереса к политике.
На Кентерберийской кафедре Джон Поттер проявил себя сдержанным консерватором. Он продолжил традицию своих непосредственных предшественников Т. Тенисона и У. Уэйка, лично занимаясь административными и пастырскими вопросами епархии. Поттер любил совершать торжественные богослужения, из-за чего его называли понтификом. Он старался максимально устраняться от участия в государственных делах и даже во время Якобитского восстания 1745 г. предпочитал бо́льшую часть времени проводить не в столице, а в Кентербери, за что подвергался критике со стороны английского епископата. В начале 1747 г. стало известно о переписке архиепископа c группой политической оппозиции, сложившейся вокруг Фредерика, принца Уэльского. Возможный конфликт между Поттером и правительством предотвратила лишь скоропостижная кончина архиепископа. Он умер от апоплексического удара 10 октября 1747 г., находясь в Ламбетском дворце. Его похоронили в приходской церкви Кройдон-минстер лондонского района Кройдон. В этом храме на тот момент уже покоились четыре архиепископа Кентерберийских – Э. Гриндал, Дж. Уитгифт, Г. Шелдон и У. Уэйк.
Семья и память
В 1709 г. Поттер женился на Элизабет Веннер. У них родилось 10 детей, из которых до взрослого возраста дожили 6 или 7, и лишь 5 (2 сына и 3 дочери) пережили своего отца. Элизабет скончалась в 1744 г., за несколько месяцев до смерти мужа. Старший из выживших сыновей, Джон, стал священником; позже он женился на служанке, из-за чего его отношения с отцом расстроились. Второй сын, Томас, стал юристом, депутатом палаты общин и основным наследником состояния отца.
Известно несколько прижизненных изображений Поттера. Его первый портрет – гравюра работы Дж. Вертью, созданная в 1727 г.; её оттиски хранятся в Британском музее и Национальной портретной галерее в Лондоне. Портреты маслом были написаны Т. Гибсоном (1737–1747, Ламбетский дворец), Т. Хадсоном (1744, Экзаменейшен-скул, Оксфорд; 1746, Ламбетский дворец) и неизвестным мастером (1744–1746, Крайст-Черч-колледж, Оксфорд). Существует также картина 1737 г., предположительно изображающая Поттера, кисти Джона Вандербанка (Ламбетский дворец).