Карл Брендон
Карл Бре́ндон (англ. Carl Brandon), вымышленный член фандома научной фантастики в США 2-й половины 1950-х гг., от имени которого публиковался пародийный и сатирический фанфикшен. Карл Брендон был придуман литераторами и издателями П. Грэмом и Т. Карром. Получил известность прежде всего в контексте проблемы расового разнообразия в сообществе любителей научной фантастики.
К середине 20 в. сообщества любителей научной фантастики локализовались в нескольких крупных центрах США: в Нью-Йорке, Филадельфии, в области залива Сан-Франциско и в некоторых других. Внутри фандомов и между ними велась переписка, активные участники выпускали малотиражные журналы – фанзины. Хотя отдельные члены имели возможность встретиться вживую на конвентах, общение между ними в основном протекало в эпистолярном формате, что способствовало созданию мистификаций, наиболее громкой и обсуждаемой из которых стало появление Карла Брендона.
Авторы мистификации П. Грэм и Т. Карр выпускали фанзины с фанфикшеном собственного сочинения под разными псевдонимами, одним из которых был Карл Брендон. В 1955 г. под именем Карл Брендон в фанзине Califan был опубликован текст «Рябь на мозге» («Brain Ripple»), основанный на романах «Слэн» («Slan», 1940) А. ван Вогта и «Волна мысли» («Brain Wave», 1954) П. Андерсона. Пародийный эффект достигался за счёт переноса событий романов в реалии фанатского сообщества: герои используют фанатскую лексику, текст насыщен отсылками к внутренней жизни фандома и т. д. Так, в фандоме прижилось слово «слэн» из романа ван Вогта, в котором оно обозначало супермутантов, преследуемых обычными людьми, тогда как фанаты трактовали его в положительном ключе и применяли к самим себе. В тексте Брендона высмеивается вера фанатов в свою исключительность и неординарность. Как позднее вспоминал Карр, цель пародий была в том, чтобы показать, как смешно проблемы фандома могут выглядеть со стороны (Carr. 2019. P. 11).
На фоне других мистификаций того периода случай Карла Брендона выделяется тем, что он проблематизировал расовые отношения в фандоме. В 1956 г. Брендон подал заявку на вступление в Ассоциацию издателей любительского фэнтези (Fantasy Amateur Press Association). Тогда же в ходе дискуссии о вопросах антисемитизма и расизма в фандоме один из членов заявил, что среди любителей научной фантастики нет афроамериканцев, и предположил, что если бы кто-то из них и решил вступить в ассоциацию, то заявку точно не одобрили бы. Т. Карр решил воспользоваться этой ситуацией для привлечения внимания к расовой проблеме в среде поклонников научной фантастики. В ответном письме Брендон признался, что является чернокожим и что не упоминал об этом раньше, т. к. не считал эту информацию важной. Несмотря на это, заявку с рассмотрения не сняли и позже он был принят в ассоциацию.
Этот случай позволил привлечь внимание к тому, что в письменном общении расовая и гендерная принадлежность участников фандома не раскрывается, и опроверг представление о том, что поклонниками жанра являются исключительно белые мужчины (Carrington. 2016. P. 42–50). Позднее известный писатель и критик С. Дилэни отметил, что расовая и гендерная история научной фантастики в США практически не поддаётся реконструкции, т. к. в большинстве случаев невозможно сказать, кто скрывался за тем или другим именем или псевдонимом (Delany. 1998).
Активное участие Карла Брендона в жизни фандома обеспечило ему известность и авторитет, он стал одним из первых «фанатов с большой буквы» (Big Name Fan, BNF). Он регулярно посылал новые пародийные тексты в разные фанзины. В 1957 г. вышел написанный на основе «Над пропастью во ржи» («The Catcher in the Rye», 1951) Дж. Д. Сэлинджера фанфик «Ловец ржи» («The Cacher of the Rye»), в котором был изображён недобросовестный фанат, озабоченный не столько делами фандома, сколько потреблением спиртного. Тогда же был опубликован «BNF of Iz», в котором переиначивается сюжет сказки «Волшебник из страны Оз» Ф. Баума: герой перемещается из обычного мира в мир фандома и совершает аллегорическое путешествие, открывая для себя, что значит быть фанатом. В 1958 г. вышла адаптация керуаковского романа «В дороге» («On the Road», 1957), рассказывающая о путешествии по центрам фанатской активности в США.
Разоблачение мистификации произошло на одном из крупных конвентов в 1958 г. Хотя один из ярких и известных участников фандома того времени оказался выдумкой, случай Карла Брендона оказал заметное влияние на культуру научной фантастики. Используемый им подход к созданию пародийных текстов получил название «брандомизация» и впоследствии применялся другими участниками сообщества для критического осмысления собственной деятельности. В 1999 г. было основано Общество имени Карла Брендона (Carl Brandon Society), в задачи которого входит нормализация расовых отношений в среде писателей и читателей фантастики. В 2005 г. были учреждены две награды, связанные с его именем, – Carl Brandon Parallax Award и Kindred Award, которые вручаются писателям, развивающим расовую проблематику в литературе (Shephard. 2018).