Издатель средства массовой информации (легальная дефиниция)
Изда́тель сре́дства ма́ссовой информа́ции, издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода [абзац 12 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон № 2124-1)].
Законодатель в ч. 1 ст. 21 Закона № 2124-1 ограничивается лишь бланкетными нормами, отсылающими к законодательству, которое сейчас отсутствует, утратило силу. Речь, в частности, идёт об упоминании законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности, законодательства об издательском деле.
На разных стадиях при производстве и распространении массовой информации допускается возможность участия одного лица. Так, издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции (ст. 21 Закона № 2124-1).
Если издатель выступает в качестве учредителя и редакции, то его права и обязанности, предусмотренные Законом № 2124-1, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции – с момента его утверждения. При этом как самим издателем, так и учредителем, редакцией и распространителем могут быть дополнительно установлены на договорной основе взаимные права и обязанности (ст. 17 Закона № 2124-1).
Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон. При этом учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры как между собой, так и с распространителем (части 3, 4 ст. 22 Закона № 2124-1).