Южно-Африканская Республика. Кинематограф
Кинемато́граф Ю́жно-Африка́нской Респу́блики. Первый кинопоказ на территории современной Южно-Африканской Республики (ЮАР; серия 30-секундных фильмов) состоялся в мае 1896 г. в Императорском дворце эстрады Йоханнесбурга. До 1910-х гг. в крупных городах страны (в Претории, Дурбане и др.) с помощью мобильных биоскопов показывались кинофильмы, основную часть которых составляла продукция из Великобритании и США.
В конце 1890-х гг. киносъёмки проводили Э. М. Хайман, У. К. Л. Диксон и др. В 1896–1899 гг. Хайман снимал короткометражные научно-популярные фильмы для лондонской Warwick Trading Company, многие из них демонстрировались как в Йоханнесбурге, так и в других городах страны и за её пределами. Эти короткометражные фильмы состояли в основном из видов Йоханнесбурга, снятых из трамвая. Кроме того, Хайман служил военным корреспондентом компании и документировал события англо-бурской войны 1899–1902 гг., в основном снимая передвижения войск.
Первый постоянный кинотеатр построен компанией Electric Theaters Limited в Дурбане и открылся 29 июля 1909 г. В декабре 1910 г. открыт ещё один кинотеатр (на углу улиц Грей и Элис в Дурбане) – для «небелой» аудитории. В течение следующих 5 лет несколько кинопрокатных компаний построили кинотеатры по всему Южно-Африканскому Союзу (ЮАС), что привело к серьёзной конкуренции.
В 1910 г. на деньги австралийского предпринимателя Р. Нейлора была организована компания Springbok Film Co., снявшая первый в стране полнометражный игровой фильм «Большое похищение кимберлийских алмазов» (режиссёр Р. Ниссен, 1911).
В 1913 г. уроженец Нью-Йорка И. У. Шлезингер начал съёмки кинохроники в форме киножурнала – «Африканское зеркало», снимавшейся рекордное для кинохроники количество лет (до 1984). В течение шести десятилетий «Африканское зеркало» освещало актуальные события в стране, но довольно поверхностно, а с 1948 г. оно использовалось как инструмент пропаганды для поддержки господствовавшей практики апартеида. В 1915 г. в Килларни (пригород Йоханнесбурга) Шлезингер открыл киностудию African Film Productions Ltd. В 1910–1925 гг. в ЮАС снято 43 полнометражных фильма. Несколько игровых фильмов эпического масштаба были сняты продюсерской компанией Шлезингера. Среди фильмов: «Первопроходцы» («De Voortrekkers», режиссёр Х. Шоу, 1916), посвящённый победе голландских переселенцев в вооружённом конфликте с зулусами, «Аллан Квотермейн» (1919), «Копи царя Соломона» (1918, оба – режиссёр Г. Л. Лукок, по романам Г. Р. Хаггарда), «Символ жертвоприношения» (режиссёр Д. Крюйкшанс, 1918) – о событиях англо-зулусской войны. Финансовый успех African Film Productions Ltd во многом зависел от рынка за пределами ЮАС, т. к. в стране было слишком мало кинозрителей. Картина «Голубая лагуна» (1923) ознаменовала конец производства местных игровых фильмов в 1920-х гг. из-за низких кассовых сборов.
Первым звуковым фильмом принято считать короткометражную чёрно-белую ленту Й. Албрехта «Сари Марэ», впервые показанную 25 мая 1931 г. Снятая в Йоханнесбурге картина продолжительностью 10 мин вмещает множество событий. Действие происходит во время англо-бурской войны 1899–1902 гг. в британском лагере для военнопленных, в центре повествования – группа заключённых буров. Один из интернированных (актёр Билли Мэтьюз) запевает популярную патриотическую песню южноафриканцев «Моя Сари Марэ». Его энтузиазм находит отклик у других заключённых, давая им надежду на будущее. Этот фильм трактуется современными исследователями как один из первых фильмов африканерских националистов, на волне появления которого в июле 1940 г. была основана Организация любительского кино Лиги спасательных действий (Reddingsdaad-Bond-Amateur-Rolprent Organisasie – RARO). Организация выступала против распространения в стране фильмов из Великобритании и США, рассматривая их как область культурного империализма. Ключевым направлением своей деятельности RARO считала продюсирование и продвижение кино африканерского кинематографа [фильм «Нация держит курс» («’n Nasie hou Koers»), 1939].
В 1931 г. в ЮАС приняли закон о развлечениях (цензуре), направленный на урегулирование и контроль публичной демонстрации кинофильмов. Он предусматривал учреждение национального совета цензоров, одобрение которого необходимо получить до публичного показа любого фильма или рекламы фильма. В 1934 г. в закон были внесены поправки, касающиеся показа фильмов в возникающих киносообществах. Теперь он охватывал все публичные мероприятия, на которые допускалась южноафриканская публика. Некоторые фильмы, согласно этому закону, разрешались к показу только для «белой» аудитории. Под действие цензуры попадали кинокартины, считавшиеся кощунственными или непристойными либо подстрекавшие к преступлению, а также фильмы, которые могли быть оскорбительными для жителей любой дружественной для режима страны или Британской империи. Это стало началом репрессивной эры в южноафриканском кинематографе, длившейся до начала 1990-х гг.
К концу 1930-х гг. по всей территории страны существовала широко распространённая сеть кинотеатров, в том числе в небольших городах. Начиная с 1990-х гг. многие из этих площадок исчезли, и в 21 в. кинотеатральные площадки сконцентрировались в основном в городских районах в виде мультиплексов, расположенных в торговых центрах. Расовая сегрегация сохранялась в кинотеатрах до 1985 г.
В 1940–1950-х гг. были популярны фильмы П. С. де Вета: «Симон Бейерс» (1947), «Махинации доктора Квака» (1948), «Пойдём со мной сегодня вечером» (1949), «Приятности жизни» (1957), «Приглашение от всего сердца» (1959). В 1950–1980-х гг. выделялись работы Дж. Эйса: «Далеко-далеко в степи» (1951, первый цветной фильм), «Только после вас, товарищ» (1966), «Животные – это замечательные люди» (1974), «Смешные люди» (1976), «Боги, должно быть, сошли с ума» (1980), «Смешные люди 2» (1983).
В 1964 г. создан Национальный совет по кино. В 1960-х – начале 1970-х гг. приняты программы государственной поддержки киноискусства на африкаанс и языках банту, что способствовало размежеванию южноафриканского кинематографа. Рост количества фильмов для чернокожих южноафриканцев привёл к созданию большого количества низкопробной продукции на зулу, суто, коса и других языках, демонстрировавшейся в церквях, школах, общественных местах, пивных. Основная тема большинства картин – жизнь чернокожих в городах, изображённая всегда негативно, а жизнь в сельской местности – более соответствующей их образу жизни. Любой фильм, отражавший беспорядки в южноафриканском обществе, запрещался государством или не получал распространения и, следовательно, не подпадал под действие субсидии на съёмки. Таким образом, национальная киноиндустрия на языках банту не развивалась – были сняты, в основном представителями белой расы, лишь несколько низкопробных патерналистских фильмов для чернокожих.
Нелегально снимались короткометражные ленты, критиковавшие правительство и политику апартеида: «Вернись, Африка» Л. Рогозина (1959), «Проснись» Л. Нгакане (1962), «Пять судеб» К. Остин (1980). Первой открыто критической картиной стал фильм «Место плача» Д. Рудта (1986). В 1970–1980-х гг. заявил о себе режиссёр Р. Девениш («Бусман и Лена», 1973; «Гость: Эпизод из жизни Эжена Марэ», 1977, премия Международного кинофестиваля в Локарно, 1977; «Календула в августе», 1980, премия Берлинского кинофестиваля, 1980).
В 1980-х гг. началось возрождение короткометражного кинематографа: сюжеты большинства этих фильмов стали инструментами борьбы против апартеида. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. авторы начали освещать и другие темы, например равные права меньшинств. Многие создатели короткометражных картин с 1994 г. экспериментировали с формой и эстетикой, структурой повествования, включая устное повествование. Новые режиссёрские имена, такие как Гарт Мейер, Думисани Паххати, Виллем Гроблер, Тебохо Махлатси, Джастин Пурен, Ингер Смит, Йохан Нел, Нина Мнайя и Джон Уорнер, открыли перспективы для будущего игрового кино в ЮАР после апартеида. В 1997 г. вышла первая полнометражная лента чернокожего режиссёра Р. Сулемана – «Дураки». В 1999 г. учреждён Южно-Африканский национальный киновидеофонд. На рубеже 20–21 вв. значительный резонанс получили картины О. Шмитца – «Мапантсула» (1988, была запрещена к показу в ЮАР, однако вызвала резонанс среди зрителей других стран и положила начало новому критическому южноафриканскому кинематографу), «Йоханнесбургские истории» (1997), «Рассказы об ограблениях» (2000), «Париж, я люблю тебя» (2006), «Жизнь прежде всего» (2010), «Пастухи и мясники» (2016, приз Берлинского кинофестиваля в конкурсе Panorama Audience Award, 2016); картины Т. Махлатси – «Портрет тонущего молодого человека» (1999, «Серебряный лев» в программе «короткий метр» Венецианского кинофестиваля, 1999). Один из самых успешных фильмов – криминальная драма «Цоци» Г. Худа (2005, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке за 2005). Лучшие совместные работы с США – «Стандер» Б. Хьюз (2003), «Непокорённый» К. Иствуда (2009, посвящён Н. Манделе). Популярны работы С. Брехер – документальные «Кобус и Думиле» (2002) и «Сёрфинг в Совето» (2007), игровые «Горящий Отело» (2011), «Аянда» (2015), «Это я, Анна» (2015); О. Хермануса – «Ширли Адамс» (2009), «Красота» (2011), «Бесконечная река» (2015); Н. Бломкампа – «Живой в Йоханнесбурге» (2005), «Жёлтый» (2006), «Район № 9» (2009), «Элизиум – рай не на Земле» (2013), «Робот по имени Чаппи» (2015). Картина «Поппи Нонгена» (режиссёр К. Ольваген, 2019) – экранизация одного из лучших южноафриканских романов – «Длинное путешествие Поппи Нонгена» Э. Жубер (Гран-при Пятого кинофестиваля стран БРИКС, Москва, 2020). В 2020 г. вышла картина «Баракат» (режиссёр Э. Джепта, Гран-при Шестого кинофестиваля стран БРИКС, Гоа, 2021). Среди актёров: Л. Шустер, Дж. Мамаболо, Т. Гумеде, Т. Мохломи.
Киноиндустрия ЮАР десятилетиями не могла развиваться из-за неэффективных моделей финансирования и показа на развитых рынках, а также господства студий Голливуда. В начале 21 в. голливудская продукция занимает 99 % экранного времени в южноафриканских кинотеатрах. За оставшийся 1 % местным кинематографистам приходится конкурировать с фильмами независимых американских, британских и австралийских кинематографистов, а также с ближневосточными и азиатскими фильмами.
Кино после завершения периода апартеида в 1994 г. в целом переживает возрождение и получает широкое признание. Однако, несмотря на создание Национального фонда кино и видео (NFVF), отрасль сталкивается с серьёзными проблемами. Местные кинематографисты испытывают трудности в вопросах финансирования и в поиске аудитории для своих фильмов. При общей численности населения страны 60,1 млн человек аудитория кинотеатров в 2021 г. составляла примерно 5 млн человек (при том, что быстрорастущая аудитория телезрителей в 21 в. охватывает около 49 % от общего числа южноафриканских домохозяйств).
Ежегодно проводятся: Международный кинофестиваль в Дурбане (с 1979), Южно-Африканский международный кино- и телерынок Sithengi в Кейптауне (с 1995), Международный кинофестиваль Кейптауна и Уайнлендса (с 2008; современные название и статус с 2012), Международный фестиваль документального кино «Встречи» (с 1999, Кейптаун и Йоханнесбург), правозащитный кинофестиваль трёх континентов в Йоханнесбурге (с 2002, документальное кино Африки, Азии и Латинской Америки).
С 2006 г. вручается национальная южноафриканская кино- и телевизионная премия «Золотой рог» (South African Film and Television Awards – Golden Horn).