Юридическая герменевтика
Юриди́ческая гермене́втика, теория (искусство, метод) истолкования юридического текста; наука, изучающая специфику толкования (интерпретации) в юриспруденции, объяснении смысла, заложенного законодателем в текст нормативно-правового акта.
Юридическая герменевтика находит методологические основания в герменевтике философской, которая разрабатывает методы и принципы познания. Герменевтика (греч. – разъясняю, растолковываю) – искусство и теория истолкования текстов. Герменевтика берёт свои истоки в древнегреческой философии и филологии, где под этим термином понималось искусство понимания, толкования применительно к иносказаниям, многозначным символам и т. д.
Первая обобщающая теория герменевтики содержится в трудах Августина Аврелия (Блаженного), епископа Гиппонского (354–430) «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».
В систематизированном виде юридическая герменевтика обязана своим появлением труду голландского мыслителя Г. Гроция (1583–1645) под названием «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Толкование, по Г. Гроцию, есть извлечение смысла из понятных знаков – слов (по отдельности) и их совокупностей, многозначность которых и обусловливает необходимость толкования. Г. Гроций разработал основные приёмы толкования, методы различения терминологии специальных отраслей знания, предложил различение значений понятий в узком и широком смыслах. Заслугой учёного является обоснование необходимости принимать во внимание контекст при выяснении истинного смысла того или иного термина, а также разработка рекомендаций для интерпретатора при выявлении коллизий и двусмысленностей. Учёным сформулированы правила и виды толкования – грамматическое, логическое, историческое, техническое, рекомендательное (в целях применения практикующими юристами). Таким образом, благодаря наследию Г. Гроция юридическая герменевтика становится полноценной теорией, учением, основанным на должной методологии и имеющим практическое значение.
Идеи Гроция находят своё развитие в диссертационном исследовании немецкого правоведа А. Ф. Ю. Тибо (1772–1840), «О разделении личных и вещных прав». Согласно позиции данного учёного, юридическая герменевтика должна основываться на философии, посредством которой должны устанавливаться основные положения права.
Ф. К. фон Савиньи (1779–1861), профессор Берлинского университета, в работе «Система современного римского права» обосновал четыре типа юридического истолкования: 1) грамматического; 2) систематического; 3) исторического; 4) телеологического. Здесь юридическая герменевтика рассматривается как метод догматической юриспруденции, с помощью которого может быть установлен первоначальный смысл слова (предложения).
Типичное отношение к юридической герменевтике в анализируемый период можно выразить словами Г. Ф. Пухты (1798–1846): «Из правил, созданных для критики и интерпретации закона, образовалась целая наука – юридическая герменевтика, – наука бесплодная, поверхностная, сухая» (Пухта. 1874. С. 48).
В 20 в. наблюдалось возрождение юридической герменевтики и стремительный рост её популярности, связанный с именами таких учёных, как Х.-Г. Гадамер, А. Кауфман, М. Хайдеггер, П. Рикёр, Э. Бетти. В частности, Э. Бетти, итальянским мыслителем, философом, специалистом в области римского права, в «Герменевтическом манифесте» (1954) и «Общей теории интерпретации» (1955) были разработаны методологические основания юридической герменевтики. А. Кауфман (1923–2001), немецкий правовед, разработал учение о герменевтике как философии юридического языка, и определил её сферу деятельностью судьи, который выступает выразителем действительного, а не «книжного» права. Судья, сопоставляя абстрактное языковое содержание правовой нормы и конкретного юридического конфликта, определяет, насколько закон соответствует реальной обстановке.
Во второй половине 20 в. под влиянием смены методологической парадигмы, стирающей грани между сферами должного и сущего, юридическая герменевтика, в противовес юридическому позитивизму, стала ведущим направлением познания права. Ряд авторов (в частности, М. Хайдеггер, П. Рикёр) выдвинули тезис о признании герменевтики в качестве универсальной (и единственной) науки познания и понимания реальной действительности.
В настоящее время юридическая герменевтика является многозначным понятием, включающим следующие основные значения:
толкование источников права (Васьковский. 1913);
метод толкования юридических текстов (Сырых. 2012);
специфический метод юридической науки (Гермашев. 2010);
философия практического применения юридического языка (Захарцев. 2012; Четвернин. 1988);
искусство (теория) системного толкования (интерпретации) нормативно-правовых актов (Амельченко. 2010) и др.
Предметом юридической герменевтики является исследование смысла юридических текстов, в широком смысле это система выраженного в языке юридического знания.
В качестве задачи юридической герменевтики можно назвать обеспечение перехода от понимания смысла правовой нормы к объяснению сущности права. Это процесс познания, направленный на установление истинного смыла абстрактного правового предписания применительно к конкретной жизненной ситуации.
Современная юридическая герменевтика оперирует методологическими принципами и процедурами, разработанными Э. Бетти, Х. Г. Гадамером, В. Дильтеем, Ф. Шлейермахером, – принципами «лучшего понимания», диалогического характера понимания, процедурой герменевтического круга и т. д. Они могут эффективно использоваться как в процессе интерпретации уже существующих правовых источников, так и при разработке (принятии) новых правовых норм.